События на границе: Версия таджикского генерала Шарафа Файзуллоева

В интервью PRESSA.TJ начальник Главного штаба Пограничных войск ГКНБ Республики Таджикистан генерал-майор Шараф Файзуллоев высказал свое мнение о причинах и ходе конфликта на границе, а также объяснил долгое молчание таджикских силовиков об этих событиях.

- Шараф Джаборович, как Вы прокомментируете пограничный инцидент, произошедший 11 января 2014 года на таджикско-кыргызской границе?

- Подробности инцидента изложены в официальном заявлении МИД Таджикистана. Поэтому кратко изложу суть произошедшего.

Прежде всего необходимо сразу внести ясность относительно места происшествия. Столкновение произошло на территории водозаборного сооружения, которое расположено в н.п. Ходжаи аъло джамоата Чоркух г.Исфара Республики Таджикистан.

Данный факт говорит сам за себя: имело место нарушение государственной границы Таджикистана со стороны вооруженных военнослужащих Государственной пограничной службы Кыргызской Республики.

Ориентировочно в 12:20 часов по душанбинскому времени, со стороны киргизских военнослужащих был произведен первый выстрел, ранивший в ногу капитана Рахимова Ф. Одновременно с этим, кыргызские пограничники, находящиеся на территории Таджикистана и заранее подготовленная группа огневой поддержки с территории Кыргызской Республики, открыли шквальный огонь в направлении таджикских пограничников, используя пулемёты и снайперские винтовки.

Учитывая численное превосходство и плотность огня кыргызских пограничников, было принято решение использовать малокалиберный миномёт для сдерживания огня с целью вывода раненых с места происшествия. Подчеркиваю, что огонь вёлся исключительно по местности, без намерений нанести урон личному составу. Только после применения миномётов удалось прекратить стрельбу, и пограничники Кыргызской Республики отступили на свою территорию.

- Что послужило причиной возникновения инцидента?

- Инцидент, произошедший на участке водозаборного сооружения, возник в связи с нарушением кыргызской стороной ранее достигнутых договоронностей о запрете проведения строительных работ на несогласованных участках Государственной границы. Как вы знаете, кыргызская сторона, ссылаясь на указание вице-премьера Кыргызской Республики Мамытова Т.Б., возобновила строительство автодороги Кокташ-Аксай-Тамдык, в большинстве проходящую по территории Республики Таджикистан.

- Каким документом стороны установили запрет на проведение несогласованных строительных работ?

- Мораторий на выделение земельных участков, строительство домов, частных объектов и других несогласованных объектов на спорных территориях до завершения делимитации и демаркации Государственной границы был введен пунктом 2 Протокола встречи межправительственных делегаций Республики Таджикистан и Кыргызской Республики от 29 апреля 2008 года.

Кыргызскую делегацию на встрече возглавлял Токон Мамытов, в свою бытность Секретарём Совета безопасности Кыргызской Республики, он и подписал данный Протокол.

Более того, важность достигнутых договоренностей была подчёркнута главами двух государств в ходе встречи 16 мая 2008 года в г.Ходжент. Пунктом 2 Совместного заявления Президентов Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, правительствам сторон поручалось разработать и подписать Соглашение о запрещении хозяйственной деятельности вдоль линии границ до завершения делимитации и демаркации.

Однако, несмотря на неоднократные предложения таджикской стороны, кыргызская сторона намеренно затягивает подписание указанного Соглашения, что является источником перманентной напряженности в приграничных районах.

При всем моем уважении к кыргызским коллегам, должен подчеркнуть, что подобное уклонение от решения спорных территорильных вопросов в правовом русле и опора на стихийные протестные акции населения не имеет перспективы. Митинговая политика в межгосударственных отношениях неприемлема и лишь приводит к жертвам.

— Как проходила работа по делимитации и демаркации границы и с чем связано, что по истечении длительного времени этот вопрос остается нерешенным?

- Совместная таджикско-кыргызская комиссия по делимитации и демаркации государственной границы была создана в 2002 году. С 2002 по 2006 годы стороны осуществляли поиск правых основ для проведения делимитации.

В рамках Межправительственной комиссии по делимитации и демаркации границы в качестве правовых основ приняты материалы 1924-1927 годов. Вместе с тем, Кыргызская Республика настаивала на проведении делимитации по материалам национального размежевания 1989 года, которые не прошли процедуры правового оформления. В конечном итоге, Стороны приняли за основу при проведении делимитации оба документа.

В рамках комиссии была проделана большая работа. На сегодняшний день 505 км (51,2 %) от общей границы прошли процедуру делимитации. Однако, когда стороны подошли к описанию спорных территорий Кыргызская Сторона отказалась придерживатся своей первоначальной позиции по вопросам определения правовых основ, и предложила организовать дальнейшую работу в соответствии с фактически установившейся границей, определяемой материалами земле- и водопользования.

Подобная позиция Кыргызской Стороны, фактически блокирует любые попытки конструктивного решения территориальных вопросов, поскольку лишает их правовой основы. Предлагаемые Кыргызской Стороной материалы не имеют соответствующего правового статуса, так как не регламентируют вопросы территориального разграничения.

Именно поэтому Таджикская Сторона настаивает на проведении делимитации на основе материалов 1924-1927 годов, как единственно легитимных документов прошедших процедуру правового признания в соответствии с действующей на тот период Конституцией СССР. Предлагаемые кыргызской стороной материалы 1989 года и тем более документы землепользования таим статусом не обладают.

— В чём основные отличия между материалами 1924-1927 и 1989 годов?

- В соответствии с материалами 1924-1927 годов населённый пункт Ворух никогда не являлся анклавом. Как анклав Ворух образовался в 1950 годы без юридических основ, методом захвата, экспансии и освоения территории Республики Таджикистан гражданами Киргизии.

Аналогичная ситуация и с территорией, на которой Кыргызской Стороной строится автодорога Кокташ-Аксай-Тамдык, ставшая причиной последнего инцидента. Согласно утвержденных полномочными органами СССР материалов 1924-1927 годов она входит в состав Республики Таджикистан.

Однако, в нарушение ранее достигнутых договоренностей, Кыргызская Сторона начала строительство названной автодороги. Причем до сих пор по официальным каналам в адрес Правительства РТ даже не поступило ни одного документа на согласование указанных строительных работ. О планах Кыргызской Стороны мы впервые узнали лишь на заседании топографической группы и тогда же предложили направить соответствующие документы на согласование в Правительство РТ. Но, как я уже сказал, это сделано не было.

- Как Вы прокомментируете достаточно долгое “молчание” Пограничных войск ГКНБ РТ на фоне активного освещения ситуации с кыргызской стороны?

- Действительно, многие информационные агентства и общественность неоднозначно восприняли отсутствие официальной информации со стороны Пограничных войск ГКНБ РТ, однако этому были обоснованные причины.

Существует определённый порядок урегулирования и разрешения пограничных инцидентов, который закреплён в рамках национального законодательства обоих стран и норм международной практики. В соответствии с порядком установленным законами Республики Таджикистан и Кыргызской Республики “О Государственной границе” и соответствующими подзаконными актами, возникающие на Государственной границе инциденты урегулируются на уровне пограничных представителей путем проведения совместных двухсторонних расследований.

Без проведения совместных расследований, какие либо поспешные и не подтвержденные доказательствами официальные заявления и коментарии не являются уместными, и противоречат нормам международной и пограничной этики, включая договорённости в рамках двухсторонних межправительственных комиссий. Учитывая серьёзность ситуации сразу же после проишествия, нами была отправлена информация в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан, на основании которой и было подготовлено официальное заявление.

К сожалению, наши киргизские коллеги, не придерживаясь сложившейся практики, с первых же дней возникновения конфликта начали активную пропагандистскую деятельность, представляя ситуацию в выгодном им свете, допуская очень много неточностей и фальсификаций в изложении фактов, как бывало не раз.

Тем более, что некоторые заявления и комментарии высказаны лицами, не имеющими представления о границе и не обладающими достаточной информацией об истинном прохождении линии таджикско-кыргызской границы в соответствии с легитимными документами.

- Последний вопрос, насколько Вы оптимистично настроены относительно решения данного инцидента?

- Пограничные войска ГКНБ Республики Таджикистан всегда являлись и являются сторонниками мирного, конструктивного решения пограничных вопросов и инцидентов. Думаю при наличии четко выраженной воли наших Кыргызских коллег, о соблюдении принципов взаимного уважения и реализации достигнутых договоренностей мы сможем урегулировать и не допустить в дальнейшем возникновения подобных случаев.

Подчёркиваю, что Пограничные войска ГКНБ Республики Таджикистан, не имея намерений посягать на территорию чужого государства, будут и впредь выполнять задачи по охране Государственной границы и защиты территориальной целостности Республики Таджикистан.