На днях было создано движение объединенной национальной оппозиции Кыргызстана. Корреспондент Озодагон попросила известного политолога и ученого Табылды Акерова ответить на несколько вопросов по этому поводу.
- Насколько серьезно можно воспринимать это движение?
- По новой Конституции КР, принятой 27 июля 2010 года у нас разрешена официальная оппозиция. И уже поменялось за последние 2 года два правительства. Однако, официальная оппозиция не могла оппонировать власти. Так как новая власть играла по правилам. И она не давала повода оппозиции для серьезной критики.
Табылды Акеров
Наоборот, в то время многие эксперты и политологи критиковали оппозицию, указывали на ее недостатки. То есть, в то время даже эксперты не могли серьезно критиковать власть или правительство. Однако, теперь ситуация изменилась.
После отправки в отставку правительства Бабанова, президент Атамбаев намного активизировал свою деятельность. Воспользовавшись принятыми парламентом конституционными законами, после выборов в ЖК, усиливающими влияние президента КР в стране, Атамбаев добился контроля над экономикой.
И конечно, это привело к определенным ошибкам, что дает возможность критиковать деятельность власти и правительства. Например, незаконное освобождение «вора в законе» А. Батукаева, проблемы вокруг Кумтора, продажа «Кыргызгаз», выборы мэров города Ош и т.д.
Все это дает оппозиции возможность активизироваться. Поэтому, оппозиция решила, что сегодня пришло время к объединению.
И конечно, то, что оппозиция объединилась, имеет определенную пользу для общества. Во-первых, усилиться контроль над властью. Во –вторых, власть отныне должна будет считаться еще одной политической силой. В-третьих, опыт истории независимого Кыргызстана показывает, что у нас всегда должна быть оппозиция. Причем, сильная, имеющая влияние для оппонирования власти.
Сила оппозиции заключается в ее программе и планах. Главное то что оппозиционеры объединились вокруг одной идеи-развития парламентаризма в Кыргызстане. Они намерены добиваться усиления роли Премьер-министра КР, парламента КР. И ликвидации тех конституционных законов, которые обусловили усиление полномочий президента КР.
Также оппозиция намерена выступить со своей собственной (альтернативной) программой по развитию экономики. И конечно, все это говорит о том, что она намерена бороться за власть серьезно. Причем, она заявляет, что не будет устраивать «майдан» в Кыргызстане.
- Как вы считаете, есть ли у оппозиционеров потенциал?
- В оппозицию объединились политики, которые ранее являлись членами правительства, министрами, губернаторами и т.д. И конечно, у каждого из них есть свой электорат. Кроме этого, в оппозицию вошли ряд политических партий, общественных движений которые также имеют определенный электорат.
- Насколько реальны поставленные ими задачи?
- По-моему оппозиция действует, опираясь на свои возможности. Что касается политической части то, оппозиция будет требовать ослабления полномочий президента КР, усиления роли премьер-министра. А что касается экономики, то она объявила, что в ближайшие месяцы у нее будет своя программа, развития страны и вывода из экономического кризиса. Отказ от продажи стратегических объектов и т.д. И эти требования вполне реальны и реализуемы.
Как уже было сказано, многие лидеры оппозиции ранее занимали высокие посты. Среди них есть бывшие министры, губернаторы, депутаты и т.д. Однако, как они заявляют, устраивать майдан и захватывать власть они не собираются. Как они заявляют, вопрос власти или тема — кому быть президентом для них вторичны. Для них главное -добиться усиление роли парламента (развитие парламентаризма), проведение реформ и т.д.
- Можно ли назвать этот шаг подготовкой к выборам?
- В Кыргызстане уже скоро должны пройти парламентские, а затем президентские выборы. И конечно, в определенной мере активизацию оппозиции можно расценивать также как подготовку к предвыборным гонкам. Однако, мы должны помнить, что оппозиция объединилась в связи с тем, что у нее появилась возможность оппонировать. Власть совершила реальные ошибки, которые стали объектом для критики.
- Насколько они смогут раскачать ситуацию в стране?
- Учитывая то, что практически основной костяк оппозиции составляют патриотические силы и личности, то вполне может быть, что постепенно к ним могут примкнуть и поддержать молодежные патриотические партии, организации, движения. И тогда основной костяк оппозиции будут составлять молодежные патриотические силы. И конечно, это может в определенной мере привести страну к митингам и протестным акциям.
А как вы считаете, идет ли между оппозиционерами и властью торг?
- В оппозиции отдельные ее члены могут вести торги с властью. Однако, природа оппозиции такова, что в большинстве случаев сохраняется ее основной костяк. И даже если какая-то часть их будет покидать их, все равно ее ряды могут пополнять другие политические силы.
И если сегодня какая-то часть оппозиции не поддержала их, то все равно в последующем они могут присоединиться к ним. Сегодня оппозиция только организовалась. В последующем она будет пополняться другими силами.
- В республике продолжаются аресты инакомыслящих, обвиняемых властями в коррупции. В этой связи, не грозит ли лидеру оппозиционного нового движения Равышану Жээнбекову арест за прошлые дела?
- Не думаю. Потому, что если у власти были бы какая-то зацепка, то наверное давно припугнули бы. А так как этого сделано не было, то навряд ли она пойдет на это сегодня, когда он уже стал лидером оппозиции.
— Объединенная национальная оппозиция утверждает, что в Кыргызстане установился авторитаризм…
- Мне кажется, после того как в парламент дал согласие на усиление полномочий президента КР, Аппарат президента КР перешел на старые методы работы. На это указывает, например, такие мероприятия как: незаконное освобождение «вора в законе» А. Батукаева, проблема вокруг Кумтора, избиение саруйцев (членами ОПГ), продаже «Кыргызгаза» за 1 доллар и т.д. В том числе, неспособность правительства работать самостоятельно, все время оглядываясь на 7 этаж Белого дома. И конечно, все это не могло оставаться не замеченными.
Беседовала Толкун Наматбаева,
«Озодагон»