Сменившая власть Украина стоит на пороге экономической катастрофы. Украинская экономика «катится в пропасть и находится в преддефолтном состоянии», заявил накануне и.о. президента страны Александр Турчинов. По оценкам украинского Минфина, чрезвычайные нужды казны на 2014-2015гг. составляют $35 млрд. Эти деньги новая власть надеется полу-чить на Западе, после того как Россия заморозила пакет финансовой помощи, согласованный с бывшим правительством Виктора Януковича.
Потенциальные доноры Украины — Евросоюз, США и МВФ — уже заявили о готовности по-мочь, но эта «помощь» не будет безвозмездной: стране придется проводить жесткие, непопу-лярные реформы. Кроме того, ситуацию осложняют многочисленные факторы неопределен-ности. И главный вопрос состоит в том, сможет ли Украина быстро сформировать надежное правительство, которое возьмет на себя смелость проведения болезненных экономических реформ в обмен на международные кредиты.
Экономика на грани краха
Политическое противостояние на Украине, завершившееся свержением Януковича, лишь усугубило хронические финансово-экономические проблемы страны — неустойчивая валюта, значительные дефициты бюджета и счета текущих операций, недостаточные международные резервы. Экономика Украины переживает уже третью рецессию с 2008г. С начала 2014г. экономический спад углубился: промпроизводство в январе упало на 5% в годовом измерении вслед за снижением на 4,3% в 2013г.
По данным Международного института финансов (организации, представляющей интересы ведущих мировых банков, IIF — прим. РБК), дефицит счета текущих операций Украины в 2013г. увеличился до 9% ВВП (с 8,2% в 2012г.). В 2014г. платежный дефицит за счет более низких цен на российский газ сократится, но лишь до 7% ВВП, прогнозируют экономисты IIF Онджей Шнайдер и Любомир Литов.
Дефицит бюджета расширенного правительства (с учетом убытков государственного «Наф-тогаза Украины» и внебюджетных фондов) в минувшем году ориентировочно увеличился до 9% ВВП или даже больше — по сравнению с 6% ВВП годом ранее.
Новые власти объявили, что государственная казна пуста, а у Пенсионного фонда нет денег, чтобы выполнять пенсионные обязательства. «Финансирование бюджета стало практически недоступно. Налоговые поступления обвалились из-за многих недель политического проти-востояния», — пишут экономисты IIF. Отрезанность Украины от внешних рынков капитала и плачевная ситуация с ликвидностью в банковском секторе привели к тому, что «единствен-ным источником финансирования правительства стал Центральный банк».
В январе международные резервы Национального банка Украины (НБУ) опускались до $16 млрд, что покрывает лишь два месяца украинского импорта. К концу февраля резервы могут упасть до $12 млрд, полагают в IIF. У Нацбанка практически не осталось валютных ресур-сов, чтобы защитить гривну от стремительного падения. Сегодня курс украинской валюты обновил исторический минимум к доллару, опустившись до 9,80 гривен за $1 (по данным Reuters, на 20:00 мск). Западные инвестбанки прогнозируют дальнейшее снижение курса — до 11-12 гривен за $1.
На волоске от дефолта
До конца 2015г. Украина должна выплатить внешним кредиторам $17 млрд, не считая про-центы по долгу, утверждает Bloomberg. В июне 2014г. государству предстоит погашение евробондов на $1 млрд, а всего в этом году страна должна будет вернуть $9 млрд внешней задолженности, подсчитали в IIF. Из них $2,7 млрд Киев должен Международному валют-ному фонду и $3,3 млрд — Газпрому за поставки газа.
Совокупные финансовые нужды Украины на текущий год экономисты IIF оценивают не менее чем в $25 млрд. Учитывая, что резервы НБУ составляют порядка $12 млрд, а Россия заморозила оставшиеся $12 млрд финансовой помощи, Украине в любом случае не хватит имеющихся ресурсов для обслуживания внешнего долга. Занимать деньги на рынке «на об-щих основаниях» при текущих двухзначных доходностях попросту невозможно.
«Крах может наступить уже в марте, если бегство капитала продолжится с той же скоростью, что и сейчас», — предупреждает IIF. А рынок оценивает вероятность дефолта Украины на горизонте пяти лет в 52% (исходя из текущих котировок CDS на украинский долг).
Спасение от дефолта — в руках МВФ
После смены власти на Украине представители Евросоюза и США уже не раз заявляли, что готовы оказать финансовую помощь стране. Глава комитета Европарламента по междуна-родным делам Эльмар Брок, например, сказал, что ЕС готов выделить Украине 20 млрд евро, как только в стране будет сформировано новое правительство. В администрации Барака Обамы сообщили, что США тоже готовы оказать Украине финансовую поддержку. Но и в Брюсселе, и в Вашингтоне ясно дали понять, что такая финансовая помощь будет возможна только в рамках или в дополнение к кредитной программе МВФ.
В 2010г. МВФ согласился предоставить Украине кредит на $15,5 млрд, но в прошлом году это соглашение было приостановлено, после того как украинское правительство не смогло выполнить требования фонда — в частности, отменить субсидирование газовых тарифов и либерализовать валютный режим.
«Многие из тех предложений, над которыми мы сейчас работаем, потребуют соглашения Украины с МВФ», — сказал западный чиновник, вовлеченный в переговоры о финансовой помощи Киеву. «Это означает, что на Украине должно появиться функционирующее прави-тельство, а это может случиться только после президентских выборов (25 мая — прим. РБК)», — передает его слова Reuters.
В интервале между формированием нового правительства и президентскими выборами Ук-раина может получить промежуточное финансирование от МВФ или ЕС, но оно будет ис-числяться лишь малыми суммами, предполагают аналитики. Остается и вариант, при кото-ром МВФ в ближайшее время разблокирует обещанный в 2010г. кредит на $15,5 млрд, сооб-щила британская газета Times.
Новая власть готова работать с МВФ и намерена первым делом пригласить миссию фонда для переговоров, заявил новый председатель Нацбанка Степан Кубив. Правительство, кото-рое сможет направить МВФ официальный запрос, должно быть сформировано 27 февраля, распорядился сегодня и.о. президента.
Условия МВФ будут беспрецедентно жесткими
МВФ в обмен на льготные кредиты наверняка потребует от Украины жестких и болезненных реформ, которые еще сильнее ударят по населению. Правительство, которое согласится на эти реформы, должно быть сильным, единым и максимально свободным от коррупции, а в это верится с трудом. И нет никаких гарантий того, что привыкшие к революциям украинские граждане не применят испытанное оружие — «Майдан» — в случае недовольства реформами, «навязанными из Вашингтона».
«Учитывая необходимость масштабной коррекции макроэкономических дисбалансов и социальную и экономическую боль, которую принесет эта программа, новое правительство Украины должно быть инклюзивным (представлять весь спектр политических сил — прим. РБК), надежным и располагающим широкой поддержкой населения», — отмечают экономисты IIF. Между тем партии, которые войдут в коалиционное правительство («Свобода», «Батькивщина» и УДАР), сильно различаются по идеологии и политическим платформам. Идеальным вариантом в данной ситуации было бы правительство технократов — беспартийных экспертов, лишенных политических амбиций, считают в IIF.
Какие конкретные условия может поставить МВФ Украине в обмен на кредиты? Экономи-сты IIF полагают, что Фонд может потребовать значительного сокращения бюджетного де-фицита (в эквиваленте 4-5% от ВВП), дальнейшей девальвации гривны (в сумме — на 30%), а впоследствии — перехода к свободному валютному курсу и режиму таргетирования инфля-ции. Газовые тарифы могут быть повышены на 80-100%. Наконец, Украине понадобится направить часть средств на рекапитализацию банковского сектора, пострадавшего от падения гривны, оттока депозитов и значительного объема просроченных кредитов.
По мнению старшего научного сотрудника Института международной экономики имени Петерсона (США) Андерса Аслунда, МВФ может одолжить Украине $10-12 млрд в качестве стабилизационного кредита на один год, а ЕС может добавить свои $3-5 млрд. Эти кредиты будут выданы под гораздо более низкий процент и на больший срок, чем займы у России, на которые опирался Янукович, отмечает Аслунд.
По мнению Аслунда, МВФ непременно будет настаивать на «моральном» оздоровлении украинской экономики — освобождении ее от коррупционных схем, процветавших при Януковиче. В частности, речь пойдет о восстановлении конкурентных государственных тендеров. Как замечает эксперт, при Януковиче госзакупки превратились в раздачу контрактов его родственникам и друзьям, а также приближенным олигархам.
Запад опасается реакции Кремля
Многие западные аналитики опасаются реакции Москвы на экономическую помощь Украине со стороны МВФ и Евросоюза (плюс, возможно, США). «Российский президент Владимир Путин наверняка не рад последним событиям на Украине, и есть существенный риск того, что Россия теперь будет действовать на подрыв украинской стабильности», — пишут аналитики инвестбанка Nomura.
Базовый сценарий Nomura (вероятность — 60%) предполагает, что на Украине довольно бы-стро будет сформировано устойчивое правительство, которое благополучно обеспечит займы от ЕС и МВФ и отведет страну от дефолта.
Однако вероятность неблагоприятного сценария, по версии Nomura, также высока — 40%. В этом сценарии российское правительство будет действовать «очень агрессивно»: Кремль будет давить на губернаторов Восточной Украины с прицелом на провозглашение автоно-мий, играть на пророссийских настроениях в Крыму. В этих обстоятельствах Запад ограни-чится небольшими бридж-кредитами нестабильной Украине. Финансовые проблемы, такие как слабая гривна, дефицит платежного баланса и нехватка валютных резервов, лишь усугу-бятся, в результате чего у правительства в Киеве не останется иного выбора, кроме дефолта.
Американский журнал Foreign Policy не исключает, что в случае ухода Украины на орбиту Запада Россия может пересмотреть декабрьское соглашение, благодаря которому цены на газ для Украины снизились на 33%. В сценарии «возмездия» Москва также может прибегнуть к уже проверенным торговым санкциям и даже полностью прекратить экспорт газа на Украи-ну, полагают журналисты Foreign Policy.
Сделка с МВФ не исключает реструктуризацию долга
Международные финансовые рынки встретили изгнание Януковича из Киева с оптимизмом (евробонды Украины подорожали с рекордно низких уровней), но сегодня украинские акти-вы возобновили падение. Держатели евробондов (фонды Templeton, Fidelity, Amundi, ING, Stone Harbor Investment Partners) снова нервничают и опасаются, что Украина пойдет на ре-структуризацию долговых обязательств.
По мнению портфельных управляющих, реструктуризация долга может стать элементом кредитной программы МВФ — по образцу прошлогоднего финансового спасения Кипра. Сроки погашения украинских облигаций в таком случае будут отдалены на несколько лет, но значительных списаний номинальной стоимости не будет. «Долг правительства Украины относительно невелик (менее 40% ВВП — прим. РБК). Основная проблема заключается в не-хватке твердой валюты и дефиците внешнего фондирования», — указывает Ангус Халкетт из Stone Harbor.
Крупнейшим держателем украинских евробондов (более $6 млрд, или треть от всех бумаг в обращении) является американская инвестиционная компания Franklin Templeton. Вложе-ниями фондов Templeton в украинский госдолг руководит «звездный» управляющий Майкл Хасенстаб, сделавший себе имя на удачных инвестициях в проблемные активы Венгрии и Ирландии. Он надеется на экономическое преображение Украины, подобное ирландскому. В 2010г. Ирландия стояла на грани дефолта и вынуждена была обратиться за финансовой по-мощью к Евросоюзу и МВФ, а в конце 2013г. благополучно вышла из кредитной программы, проведя необходимые реформы. Однако люди, хорошо знакомые с ментальностью постсовет-ских республик, понимают, что Украина — не Ирландия и ставка Templeton может провалить-ся.
Ткачев Иван