Корпорация «Росатом» может поручить строительство двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60) и стоимостью более 86 млрд руб. своим «дочкам» и иностранным верфям, сообщает газета «Коммерсантъ». Одним из главных претендентов считается финская Arctech Helsinki Shipyard.
«Передача части работ, не связанных с ядерным островом, в Финляндию реальна, именно финские верфи строили атомные ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», — отмечает один из источников «Коммерсанта».
Ранее единственным претендентом на строительство ледоколов считался Балтийский завод (Санкт-Петербург), который строит головной ЛК-60. Заказ на него верфь получила летом 2012г., будучи единственным участником конкурса. Стоимость контракта составила тогда 36,9 млрд руб.
Заказ на два серийных атомных ледокола теперь может получить не Балтзавод, а одно из НИИ или КБ «Росатома». Например ОКБМ «Африкантов» (разрабатывает и производит реакторы РИТМ-200 для ЛК-60). Получив контракт, КБ может распределить строительство среди субподрядчиков.
«Росатом» рассчитывает сэкономить на фоне секвестра бюджета, предложив цену ниже, чем Балтзавод, а также полностью контролируя расходы», — поясняет один из источников «Коммерсанта». Они при этом допускают, что второй участник «может быть попыткой «Росатома» заставить Балтзавод снизить цену».
В Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Балтийский завод, идею о передаче ледокольных контрактов на сторону встретили скептически.
«Идея передачи заказа посреднику, у которого нет судостроительных компетенций, вызывает вопросы. По нашим данным, на сегодня в России лишь две верфи способны строить суда и корабли с ядерными реакторами — Балтзавод и «Севмаш», распределение заказа может создать сложности с реализацией, увеличить сроки строительства и цену», — сообщили в ОСК.
По мнению экспертов, потеря столь крупного контракта может подорвать финансовую стабильность Балтзавода. «Контракт на два ЛК-60 учтен в бизнес-плане, без него при текущей маржинальности верфь не выживет», — отмечает один из источников «Коммерсанта».
Ожидается, что ЛК-60 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Судно длиной 173,3 м и шириной 34 м сможет двигаться как на мелководье в устьях полярных рек, так и на глубинах акватории Северного Ледовитого океана. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.
Напомним, что все российские суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания принадлежат ФГУП «Атомфлот», вошедшему в 2008г. в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
В настоящее время в состав действующего флота входят четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. — «Россия» (1985г. постройки), «Советский Союз» (1989г. постройки), «Ямал» (1992г. постройки), «50 лет Победы» (2007г. постройки), ледоколы «Таймыр» (1988г. постройки) и «Вайгач» (1990г. постройки) с однореакторной установкой мощностью 40 тыс. л.с., а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» (1988г. постройки) с реакторной установкой аналогичной мощности.
Однако срок службы ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» заканчивается в 2017г., а к 2021г. в связи с выработкой ресурса и окончанием срока службы в эксплуатации, как ожидается, останется только один атомный ледокол — «50 лет Победы».