Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором изложил ситуацию вокруг радиостанции, рассказали РБК двое знакомых журналиста. Речь в письме идет о свободе слова, о попытках оказывать влияние на редакционную политику и независимость «Эха Москвы», говорят собеседники.
По данным одного из них, помимо собственно «Эха Москвы» Венедиктов писал и о ситуации с телеканалом «Дождь».
«Я не коллективный профсоюз», — говорит на это сам Венедиктов. По словам журналиста, он действительно довел до президента «через разные каналы и через разных людей» свою позицию, но речь шла только об «Эхе». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал РБК, что ему о письме Венедиктова неизвестно. Песков подчеркнул, что Венедиктов «по-прежнему остается главным редактором «Эха» и продолжает определять редакционную политику».
Один из собеседников РБК утверждает, что у главного редактора «Эха Москвы» конфликт с бывшим министром по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаилом Лесиным. В октябре прошлого года он был назначен председателем правления и гендиректором «Газпром-Медиа Холдинга», в который входит «Эхо Москвы». Примерно тогда же началась «зачистка» информационного поля от СМИ, которые активно освещали протестное движение в Москве. Последующая ликвидация агентства РИА «Новости» и атака на телеканал «Дождь» были частью этой «зачистки», «следующим, к кому есть вопросы», станет «Эхо Москвы», говорил РБК в конце прошлого года источник, близкий к администрации президента.
На базе РИА в декабре указом Путина было решено создать агентство «Россия сегодня», вместо Светланы Миронюк его главным редактором стала Маргарита Симоньян (главред телеканал Russia Today), а гендиректором – телеведущий Дмитрий Киселев. Причиной проблем телеканала «Дождь» формально стал скандальный опрос по поводу блокады Ленинграда. Формулировка вопроса телеканала о том, стоило ли оставлять город в попытке спасти «тысячи жизней», задела, в том числе, руководство некоторых кабельных каналов. В итоге под разными предлогами, за короткое время все кабельные сети отрезали «Дождь» от вещания.
На «Эхе» пока произошло только одно очевидное событие – смена гендиректора. На прошлой неделе внеочередное собрание акционеров освободило от этой должности Юрия Федутинова, проработавшего на радиостанции больше двадцати лет. Вместо него акционеры (контроль у «Газпром-медиа») назначили гендиректором Екатерину Павлову, жену замначальника управления пресс-службы и информации администрации президента. Официально рокировка объяснялась коммерческими соображениями.
Пытался ли Венедиктов своим обращением к Путину предотвратить отставку Федутинова, до конца не понятно. Сам он говорит лишь, что сделал это, дабы «быть уверенным, что у президента не однобокое видение вопроса». Последовала ли реакция Кремля, он не говорит.
Венедиктов пытался и лично пообщаться с Путиным, утверждает один из знающих его людей. В конце января журналист «довольно неожиданно» лично отправился с президентским пулом в командировку в Брюссель на открытие саммита Россия-ЕС. Но из-за событий на Украине формат саммита оказался усечен, все мероприятия продлились всего один день, а Венедиктову в личной беседе было в итоге отказано.
Контракт Венедиктова с радиостанцией истекает в середине марта, в начале месяца журналистский коллектив должен определиться с кандидатурой нового главного редактора «Эха Москвы» (Венедиктов уже предложил свою кандидатуру на следующие пять лет). Но решение журналистов еще должен утвердить совет директоров. Помимо Лесина, в него входят еще два представителя «Газпром-Медиа», независимый директор и сам Венедиктов. Изменить устав, отстранив журналистов от принятия решения, госхолдинг не может, но зато может выдвинуть альтернативную Венедиктову кандидатуру.
«Эхо Москвы» — самая популярная радиостанция в Москве. Ее ежедневная аудитория, по собственным данным, — около 900 000 человек.
Ирина Малкова, Роман Баданин, Елизавета Осетинская