Две российские компании «Транснефть» и «Роснефть» вступили сегодня в публичную перепалку. Поводом для этого послужило предложение главы нефтяной компании Игоря Сечина, адресованное премьер-министру Дмитрию Медведеву, чтобы «Роснефть» вошла в капитал нефтетранспортной компании через допэмиссию.
Сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на письмо Сечина Медведеву сообщила, что глава «Роснефти» предлагает рассмотреть возможность привлечения инвестиций для развития системы магистральных трубопроводов за счет допэмиссии обыкновенных акций «Транснефти», в которой примет участие «Роснефть».
«Транснефть» заявила, что подобные действия могут привести к дестабилизации нефтяной отрасли. «Предложение «Роснефти» правительству провести в ее пользу допэмиссию «Транснефти», к сожалению, однозначно подтверждает, что «Роснефть» создала свою собственную систему координат, в которой себя и позиционирует. Эта поспешная инициатива «Роснефти» может вызвать лишь сожаление, и сравнить ее можно только с недостойной этой компании истерикой”, — говорится в сообщении.
По словам официального представителя «Транснефти» Игоря Демина, «вхождение «Роснефти» в капитал будет означать привилегии для одной нефтяной компании, будет реализован принцип единоличной доступности к трубопроводу, что создаст ситуацию, губительную для всей нефтяной отрасли, будут поддерживаться в первую очередь проекты, интересные самой «Роснефти».
В «Транснефти» опровергли и приведенные в письме Сечина данные о завышенных (по сравнению с зарубежными) тарифах на транспортировку нефти в России. В сообщении отмечается, что из 11 крупнейших трубопроводных компаний мира «Транснефть» по величине тарифа стоит только на десятом месте. По данным компании, тариф, например, в четыре раза меньше, чем у хорватской «Янаф», и в три, чем у казахстанской «Казтрансойл» и чешской «Меро».
Если крупные игроки будут «не только устанавливать двойные стандарты — для себя и для «чужих», но и начнут максимально экономить на расходах по содержанию системы, а также препятствовать любым образом расходам на ее развитие, то это неизбежно приведет к дестабилизации работы всей отрасли», заключили в «Транснефти».
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, в свою очередь, резко высказался в ответ на заявление «Транснефти». Он заметил, что «реакция «Транснефти» является лучшей иллюстрацией к обозначенной «Роснефтью» проблеме, когда инфраструктурная компания навязывает всей отрасли и всей экономике свои имманентные цели и интересы».
«Здесь применим термин «транспортобесие». Суть его — описание ситуации, когда целью транспортировки является сама транспортировка. Перечень бредовых замечаний по поводу уровня добычи и капитализации «Роснефти» и т.д. идеально совпадает с подметными текстами, размещаемыми во второразрядных газетенках и тиражируемые через “специально обученные” интернет ресурсы”, — говорится в заявлении «Роснефти».
Добавим, что свое отношение к предложению «Роснефти» осуществить допэмиссию «Транснефти» для финансирования ВСТО обозначил сегодня и вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун в ходе конференции, отвечая на вопрос РБК. По его словам «Транснефть» обладает достаточными ресурсами для финансирования расширения трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
Напомним, накануне правительство России утвердило инвестпрограмму «Транснефти» до 2020г. в объеме 1,99 трлн руб., с учетом в том числе средств на расширение ВСТО. Министр энергетики России Александр Новак по итогам совещания у Медведева накануне отметил, что для расширения пропускной мощности ВСТО до 2020г. «Транснефти» понадобится дополнительно 172 млрд руб. Он отметил, что финансирование расширения ВСТО будет происходить за счет собственных источников («Транснефти») и за счет тарифной составляющей. Вопрос финансирования за счет дополнительного тарифа для «Роснефти» в рамках совещания не обсуждался.