За последние два года 60% компаний России стали жертвами экономических преступлений, показало исследование, проведенное компанией PricewaterhouseCoopers (PwC). В других странах показатель оказался ощутимо ниже: в среднем по «большой семерке развивающихся стран» (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Индонезия, Мексика и Турция) — 33%, а в Восточной Европе — 40%. Даже в среднем по Африке доля пострадавших составила лишь 50%.
При этом ситуация со взяточничеством и коррупцией еще хуже — за последние два года со взяточниками столкнулись 58% российских компаний против 27% в среднем по миру. Уровень мошенничества в сфере закупок в России (52%) также существенно превышает мировой показатель (29%).
Исследование PwC выявило заметное изменение мотивации преступников. Если в 2009г. в качестве основного мотива называлось давление внешних обстоятельств (86%), то теперь в лидеры вышел такой фактор, как возможность или способность совершить преступление (76% в России, 73% по всему миру).
Можно допустить, отмечают эксперты PwC, что программы сокращения затрат и оптимизации бизнес-процессов привели к ослаблению систем контроля в компаниях, что в свою очередь открыло больше возможностей для совершения мошеннических действий со стороны внутренних злоумышленников.
По результатам последнего опроса руководителей крупнейших компаний мира, наибольшую обеспокоенность СЕО (62%) вызывают коррупция и взяточничество. При этом 41% опрошенных российских бизнесменов утверждают, что им предлагали заплатить взятку, а 42% проиграли в борьбе с конкурентом, который, как они считают, взятку заплатил (для сравнения: во всем мире эти показатели составляют 18% и 22%).
Как показало исследование, компании готовят ответные меры: 67% российских респондентов утверждают, что как минимум ежегодно проводят оценку рисков мошенничества (в сравнении с 50% по всему миру). Все больше распространяется использование горячих линий, по которым жертвы мошенничества могут, не называя себя, дать знать правоохранительным органам о совершенном преступлении.
Так, например, горячие линии используют 60% респондентов из России, что сопоставимо со средним показателем по всему миру (62%). При этом 39% респондентов из России назвали эту меру высокоэффективной или эффективной (в 2011г. доля таких респондентов составляла 31%).
Примерно половина респондентов считает, что риск киберпреступлений вырос за последние два года. В 2011г. такого мнения придерживались 25% участников исследования.
В целом PwC отмечает, что в России все меньше компаний готовы мириться с проявлениями внешнего и внутреннего мошенничества. Так, 88% респондентов заявили, что по результатам наиболее серьезных экономических преступлений, совершенных за последние два года, внутренний правонарушитель был уволен. В случае совершения экономических преступлений с участием третьих лиц большинство компаний также принимают решение прекратить деловые отношения (70% респондентов). Процент респондентов, передающих дела против виновных в экономических преступлениях в правоохранительные органы, также максимально близок к общемировым результатам.