Вопрос строительства региональной железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан будет обсужден в марте этого года соответствующими структурами трех стран в Душанбе.
Как сообщил министр транспорта Таджикистана Хайрулло Асозода в четверг на пресс-конференции, в ходе этой встрече планируется согласовать афганский участок данной железнодорожной артерии.
«На данный момент мы имеем четыре варианта маршрута этой дороги по территории Афганистана», — сказал таджикский министр.
В конце января экс-глава ГУП «Таджикская железная дорога» Амонулло Хукуматулло сообщил журналистам, что Таджикистан и Афганистан пришли к определенным договоренностям относительно маршрута афганского участка предполагаемой железной дороги.
Он отметил, что правительственные делегации двух стран обсудили данную тему, по итогам переговоров был принят предложенный таджикской стороной вариант.
«Афганская сторона настаивала на варианте маршрута от туркменской железнодорожной станции Келиф до Шерхан-Бандара, — пояснил Хукуматулло. — Однако данный маршрут не устраивал нас, так как это было бы для транзита наших грузов слишком протяженной дорогой. Протяженность же предложенной нами афганской части дороги составляет чуть больше 200 км, которая соединяет Келиф со станцией Хошади в Шаартузском районе Хатлонской области. Афганская сторона долго не соглашалась с нами. Однако, когда мы объяснили им значение этой дороги для Таджикистана, они приняли наше предложение».
Уже на другой день после публикации данной информации министерство иностранных дел Туркменистана обнародовало через свой официальный сайт сообщение, в котором выражается «крайняя озабоченность и непонимание по поводу заявления таджикского чиновника».
«Общеизвестно, что в соответствии с международными нормами, согласование многосторонних проектов осуществляется на взаимоуважительной и равноправной основе всеми сторонами, участвующими в их подготовке и реализации. Заявление руководителя государственной структуры Таджикистана о согласовании участка железной дороги с выходом на туркмено-афганскую границу без участия Туркменистана является тенденциозным и абсолютно неприемлемым для туркменской стороны. В этой связи туркменская сторона выражает решительный протест и отмечает, что подобного рода заявления носят контрпродуктивный характер», — говорилось в сообщении МИД Туркменистана.
По истечению нескольких дней после данного протеста туркменского внешнеполитического ведомства, правительство Таджикистана своим постановлением освободило Амонулло Хукуматулло от должности главы ГУП «Таджикская железная дорога», с приставкой «в связи с выходом на пенсию».
Напомним, меморандум по проекту строительства железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан был подписан 20 марта прошлого года в Ашхабаде в ходе трехсторонней встречи президентов трех стран, прибывших в туркменскую столицу на празднование Навруза.
Основным инвестором строительства данной дороги считается Азиатский банк развития (АБР).