Еще ни одна девальвация национальной валюты Казахстана не вызывала столь негативной реакции у населения страны, как та, что произошла 11 февраля 2014 года.
В один момент курс казахстанского тенге по отношению к доллару и евро обвалился почти на 20 процентов. Причиной для очередного резкого удешевления тенге послужило появившееся утром 11 февраля заявление Национального банка Казахстана об окончательном отказе поддержки обменного курса национальной валюты на прежнем уровне, снижении валютных интервенций и сокращении вмешательства в процесс формирования обменного курса тенге.
Все ушли на «технический перерыв»
Реакция на заявление Нацбанка последовала мгновенно. Банки второго уровня и большинство обменных пунктов немедленно прекратили продажу валюты, продолжая скупать у населения доллары и евро по курсу предыдущего дня. Если и можно было купить американские и европейские деньги, то лишь в отдельных «обменниках», где за доллар вместо вчерашних 156 просили 200 тенге, а за евро — 250 против 212.
Сразу же «на технический перерыв» были закрыты практически все магазины, у которых имеются в наличии импортные товары. Особенно это было заметно на примере торговых центров, занимающихся продажей электроники и компьютерной техники.
Заявление главы Нацбанка
Население Казахстана не только крайне негативно восприняло новости от Национального банка страны, но и через социальные сети стало требовать немедленной отставки его председателя Кайрата Келимбетова. Ведь еще 21 января текущего года на брифинге в Астане он публично успокаивал тех граждан страны, кто поверил в слухи о предстоящем падении курса тенге по отношению к основным мировым валютам.
Тогда поводом для появления слухов послужило пусть и незначительное, но постоянное удорожание долларов и евро. «Наблюдаемая в настоящее время незначительная корректировка обменного курса тенге происходит в рамках тренда, в пределах, адекватных текущим экономическим условиям», — заявлял Келимбетов, при этом подчеркивая, что в условиях благоприятной внешней экономической конъюнктуры и стабильного макроэкономического положения в Казахстане причин для девальвации тенге нет.
Впрочем, как выяснилось в ходе прошедшей 11 февраля уже в Алма-Ате пресс-конференции, уходить в отставку Кайрат Келимбетов не собирается. Более того, он уверен, что шаг, сделанный Нацбанком, актуален для экономики Казахстана в целом.
«Все эти изменения проведены в рамках улучшения конкурентоспособности обменного курса тенге и, соответственно, улучшения конкурентоспособности товаропроизводителей Республики Казахстан — как экспортеров, так и производителей импортозамещающей продукции», — отметил глава Национального банка Казахстана.
Минфин: большой инфляции не будет
Поддержал проведение девальвации тенге и министр финансов Казахстана Бахыт Султанов. В своем сообщении, распространенном официальными СМИ, он не только заочно согласился с Келимбетовым в том, что новый курс тенге позволит простимулировать казахстанских производителей, но и высказал предположение, что девальвация не окажет прямого влияния на инфляцию, которая останется на запланированном ранее уровне в 6-8 процентов в год.
Как заметил Бахыт Султанов: «С учетом той работы, которую Национальный банк вместе с правительством будет проводить по обеспечению достаточно приемлемого уровня инфляции, это нивелируется ростом социальных выплат, которые заложены в бюджете».
Не ожидает резкого роста цен в Казахстане на основные товары и услуги и независимый экономический обозреватель Тулеген Аскаров. В интервью DW он отметил: «Есть два важных момента, которые позволяют надеяться, что инфляция не выйдет за пределы установленного уровня. Во-первых, не допустить инфляционного роста ранее потребовал от правительства страны сам президент. Во-вторых, в Казахстане жестко регулируются цены на услуги естественных монополий». По мнению Аскарова, по крайней мере до лета скачки цен на товары и услуги вряд ли будут резкими.
Между тем население Казахстана уже, похоже, никому не верит. Большинство постов в социальных сетях посвящено наблюдению рядовых граждан после походов в магазины, где цены уже выросли на 25, а то и 30 процентов, по сравнению с тем, что было вчера. Соответственно появились и требования не только отставки главы Нацбанка, но и всего правительства страны, которое своими действиями обесценило банковские вклады граждан в общей сложности уже на 45 процентов. Как известно, предыдущая шоковая девальвация 2009 года ослабила казахстанский тенге на 25 процентов.