Решение Национального банка Казахстана отказаться от поддержания курса национальной валюты на уровне 150-155 тенге за доллар произвело эффект разорвавшейся бомбы. В считаные минуты курс тенге провалился примерно на 20%. На торгах на Казахстанской фондовой бирже за доллар сейчас дают около 185 тенге. В обменниках доллары еще дороже — 190-195, в отдельных случаях цена доходит до 200 тенге.
Владельцы магазинов отреагировали на девальвацию массовым снятием ценников с выставленных в торговых залах больших и тяжелых товаров — холодильников, плит, телевизоров. Товары же поменьше и полегче во многих магазинах просто унесли в подсобки.
После того, как власти регионов объявили, что не допустят скачка цен на товары первой необходимости («Необоснованный пересмотр цен должен быть проконтролирован местными исполнительными органами», — заявил сегодня на заседании правительства Казахстана премьер-министр Серик Ахметов), в магазинах стали вводить нормы продажи — по два-три кило овощей и фруктов, по одному-два пакета молока в руки.
Многие торговые точки, особенно те, что специализируются на торговле дорогими импортными товарами (автосалоны, магазины электроники и так далее) и вовсе закрылись сегодня на переучет. Эксперты уверены, что когда двери автосалонов снова откроются, цены на машины вырастут. Причем не только на те, что привозят из-за границы, но и на «иномарки», собираемые на заводах Казахстана — SsangYong, KIA, Skoda, Cherolet. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, комплектующие для этих автомобилей тоже привозят из-за рубежа.
В том, что в ближайшие день-два цифры на ценниках, несмотря на все заверения властей, вырастут, сомнений нет практически ни у кого.
«Импортируется у нас много чего, альтернативы импорту нет, поэтому после начального шока и незначительного сокращения объемов, все вернется к прежним значениям. Просто жизнь потребителя станет дороже», — пишет на своей странице в сети Facebook экс-заместитель председателя правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Айдан Карибжанов.
Следующим шагом, по его словам, может стать рост тарифов на услуги естественных монополий. «Не сразу, но это у них получится, что станет еще одним ударом по потребителю», — уверен А.Карибжанов.
К повышению цен на свои услуги готовятся и остальные зависимые от импорта отрасли. «Я работаю в сфере полиграфических услуг. У меня на 90% все «забугорное», начиная от чернил и бумаги и заканчивая плоттерами. Подниму ли я цены? Несомненно», — пишет в блоге владелец одной из фирм Астаны.
Прекратили обслуживание клиентов многие казахские интернет-магазины. «Для того, чтобы выполнить обслуживание сайта, наш интернет-магазин временно закрыли», — сообщает один из них. «В связи с ростом курса доллара, мы вынуждены пересмотреть цены на некоторые группы товаров. В данный момент на сайте указана неактуальная информация», — сообщает другой.
В сложном положении оказались и турфирмы. «С клиентов я принимаю в тенге, а оплату партнерам за гостиницы и прочие услуги я делаю в иностранной валюте. И что мне теперь делать? Обзванивать всех и просить доплатить? Или оплачивать самой и быть банкротом?», — говорит одна из владелиц турагентств.
Резкое падение курса тенге усложнит жизнь тех, кто ранее взял в банках номинированные в долларах или евро либо привязанные к курсу доллара ипотечные кредиты. По словам казахстанского правозащитника и противника режима Ермека Нарымбаева, они будут «практически разорены».
«Девальвация — есть форс-мажорные обстоятельства, в том числе и для заемщиков по кредитным договорам», — предупреждает Е.Нарымбаев.
Для тех, кто кредитов не брал, но сбережения держал не в долларах, а в тенге, этот вторник тоже стал черным.
«Сбережения обесценились на 20% в момент. То есть при равном доходе я должен урезать свои потребности и потребности семьи на 20%. Людей, молодые семьи, пенсионеров просто разули», — пишет один из жителей Алматы.
Власти, тем временем, объясняют народу, что в девальвации есть и плюсы. В частности, отмечается, что рост цен на импортные товары укрепит позиции отечественных производителей, дав им возможность вытеснить китайский и прочий ширпотреб.
«У наших товаропроизводителей появляется сегодня дополнительный шанс заместить на рынке те товары, которые сегодня импортируются, и с учетом удорожания импорта, есть возможность как раз нашим товаропроизводителям обеспечить как торговлю на внутреннем рынке, так и на экспорт», — заявил сегодня вице-премьер и министр финансов Казахстана Бахыт Султанов.
Однако и многим компаниям, уже работающим на экспорт, тоже придется несладко.
«У нас миллионные контракты заключены в тенге. Маржу теряем, проекты становятся нерентабельными, — будем с иностранцами «бодаться», но, кажется, ничего не добьемся — они уже научены прошлой девальвацией и в контрактах все конкретно прописали», — сетует один из бизнесменов.
По словам главы казахского Минфина, девальвация не приведет к ускорению инфляции, которая в 2014г. останется в пределах 6-8%.
«Здесь можно привести пример 2009 года, когда на 25% производилась девальвация, но большого влияния на изменение цен это не произвело. Инфляция у нас сохранилась между 6-7 процентами, в частности 6,7% по сравнению с 9,5% в 2008 году перед девальвацией», — заключил Б.Султанов.
В свою очередь министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Ерболат Досаев отметил, что в результате девальвации поступления в казну страны вырастут на 130 миллиардов тенге. По его словам, рост сборов произойдет за счет увеличения суммы поступлений от сбора таможенных пошлин и налогов.
«С учетом девальвации номинальный объем валового внутреннего продукта возрастет дополнительно на 6,5 процентных пункта», — сказал Е.Досаев.
http://top.rbc.ru/economics/11/02/2014/904576.shtml