Конференция, посвященная проблеме пыток в стране, состоялась в субботу, 8 февраля в столичном офисе Партии Исламского возрождения Таджикистана.
В работе конференции приняли участие известные политические и общественные деятели — лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, правозащитницы Ойнихол Бобоназарова и Файзиниссо Вохидова, председатель Союза молодёжи Таджикистана в России Иззат Амон, Махмудджон Косими, правозащитники, журналисты, представители международных организаций. На конференции также присутствовали родственники заключенных, которые, как сообщается, подверглись пыткам.
Председатель партии Мухиддин Кабири отметил, что с целью эффективной работы по полной ликвидации всех форм насилия и пыток в стране, на конференцию были приглашены представители государственных органов, в частности прокуратуры, ГКНБ, МВД, уполномоченного по правам человека.
Как сообщается на сайте ПИВТ, в своем выступлении Кабири напомнил присутствующим о фактах нарушения прав человека в местах задержания и заключения, пытках по отношению к арестованным, выразив сожаление увеличением их числа за последние годы. Лидер ПИВТ также выразил озабоченность в связи с имеющимися фактами пыток в отношении членов партии.
По словам Кабири, он не думает, что проведением подобных встреч можно решить проблему пыток в стране. «Для этого необходим постоянный контроль со стороны независимых и международных организаций по защите прав граждан», — заявил председатель Партии Исламского возрождения Таджикистана.
«Если мы хотим, чтобы нашу страну считали цивилизованной, а таджиков — прогрессивной нацией, необходимо искоренить пытки в Таджикистане», — утверждает Кабири.
Известный правовед Ойнихол Бобоназарова заявила на встрече, что за 2009, 2011, 2012 и в начале 2014 года были зафиксированы ряд случаев, когда задержанные или заключенные в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах или исправительных колониях подвергались пыткам, в результате которых несколько из них умерли.
- Если раньше власти говорили, что смерть этих задержанных и заключенных наступила в результате болезни или случайного «выпадения» из окон, однако сам факт того, что по отношению к следователям или сотрудникам мест заключения применяются различные санкции, а МВД и ГУИУН должны выплачивать компенсации родственникам жертв, говорит о том, что пытки в местах заключения имели место. Те, кто причастны к пыткам и осуждены, не должны быть амнистированы и иметь право работать в силовых структурах, — подчеркнула Бобоназарова.
В свою очередь Лубат Бурхонова, мать Дильшодбека Муродова, скончавшегося в заключении в Душанбе в 2009 году предположительно в результате пыток и жестокого обращения, сказала, что после его гибели уже не знает, кому верить: врачу, который проводил экспертизу тела ее сына или ответу начальника ГУИУН Минюста РТ Изатулло Шарифова.
По ее словам, один из заключенных, вышедший на свободу после 12 лет тюрьмы, пришел к ней домой и сообщил о том, что ее сына убили. Она пересказала участникам конференции информацию бывшего заключенного о том, что тюремный персонал ночью отключил освещение и приказал всем спать. Но утром около туалета колонии все увидели труп Дилшодбека, которого ночью избили до смерти.
Луъбат Бурхонова, ссылаясь на рассказ бывшего заключенного, утверждает, что ее сына убили именно таким методом, хотя ответственные лица опровергли эти утверждения и сказали, что Дилшодбек упал по дороге в туалет и получил смертельные травмы.
Адвокат Файзиниссо Вохидова в своем выступлении на конференции ПИВТ сообщила о новом методе пыток в местах предварительного заключения Таджикистана, следы от которых не остаются. «Ответственные лица правоохранительных органов признают, что адвокаты, увидев какие либо следы на теле своих подзащитных, сразу отправляют их на экспертизу. Поэтому задержанных и заключенных пытают таким образом, чтобы на теле не оставалось никаких следов», — сказала она.
В этой связи Вохидова напомнила произошедший инцидент с Умедджоном Тоджиевым, подчеркнув, что он знал о греховности самоубийства и не мог совершить подобное деяние. По ее словам, сотрудники ОМВД подключали электрический ток к рукам Умедджона, обмотанным мокрой тряпкой, чтобы на теле не оставалось следов от пыток.
Участники конференции выразили озабоченность в связи с тем, что с 2009 года по настоящее время наблюдается увеличение случаев смерти предположительно от пыток в местах заключения. Среди них — задержание и смерть Сафарали Сангова, Бахрома Шодиева, Хамзы Икромзода, Умедджона Тоджиева и других, которые вызвали резкое осуждение со стороны отечественных и международных правозащитных организаций.