Ректор Института госуправления: «Никто из выпускников не останется на улице»

Институт повышения квалификации госслужащих при Управлении госслужбы преобразовался в самостоятельный вуз – Институт госуправления при президенте.

Седьмого января здесь официально началась учеба.

Но может ли новое учебное заведение называться вузом?

«АП» спросила об этом у руководителя нового учебного заведения – Абдухакима Шерали РОЗИКЗОДА.

- Статус института поменялся, и теперь в нем учатся студенты. Какие особенности у нового института?

- Институт повышения квалификации госслужащих ранее занимался только переподготовкой и повышением квалификации. У института не было полномочий осуществлять обучение студентов и готовить кадры для госслужбы. Сейчас институт вышел из подчинения Управлению и  стал  самостоятельным вузом, где функционирует три факультета: государственного управления, международных отношений и переподготовки и повышения квалификации.

Теперь переподготовка и повышение квалификации госслужащих будут осуществляться в рамках отдельного факультета. Разработан проект структуры института, но он еще не утверждён.

- Откуда исходила инициатива по созданию института?

- От правительства. Это продиктовано необходимостью подготовки профессиональных кадров для госслужбы. Указ президента №1502 от 26 августа 2013 года обоснован именно этим.  Правительство осознает, что республика нуждается в специалистах в области госслужбы. Открытие такого вуза востребовано, эта востребованность обусловлена сложившимися условиями и потребностями. Такой подход к преобразованию — поэтапное усовершенствование, развитие Института повышения квалификации и создание на его основе вуза — отражен в ряде государственных программ. Когда я пообщался со студентами, я убедился, что обучение и их подготовка в этом направлении — серьезная потребность. Это единственный вуз, учредителем которого является сам президент, в уставе института также это отражено. Разработанный Устав также находится на утверждении в исполнительном  аппарате президента.

- В Институте уже учится первый курс. Но многие не знали и сейчас не знают о вузе. Как информировали абитуриентов и как их принимали?

- Это было еще до моего назначения. На учебу в бакалавриат было принято 82 студента в соответствии с общепринятыми в вузах требованиями, но не через ЕЦТ. Через ЕЦТ будут поступать со следующего года.

Объявления были в СМИ, месяц по телевидению шла бегущая строка. И судя по тому, что поступили из разных регионов, все знали об этом. Также об этом информировали местные отделы образования, так как их тоже принимали – в магистратуру.

- Прием в институт был в ноябре. Почему не в августе, раз в институте общепринятые условия?

- Официальное функционирование института началось с 1 октября 2013г. Сразу же было дано объявление о наборе. До ноября осуществлялся прием документов, потом были проведены вступительные экзамены. В будущем вся деятельность вуза будет осуществляться в соответствии с общими требованиями, через ЕЦТ.

- Кто может поступить в институт и по каким требованиям – есть какие-либо привилегии для госработников?

- У нас есть бакалавриат и магистратура. В бакалавриат могут поступить по окончании средней школы на общих с другими вузами основаниях.

В магистратуре были другие требования: институт принял госслужащих из центрального и местных исполнительных органов госвласти, имеющих высшее образование и с не менее чем 2-летним стажем работы.

Мы отправляли информационные письма в органы госвласти, желающие подавали заявки, затем осуществлялся отбор на основе конкурса — проводили собеседования и потом экзамены. Магистерская подготовка осуществляется в сотрудничестве и при финансовой поддержке германского Фонда Ханса Зайделя. Магистратура на данный момент является 1-годичной, в ней обучается 70 магистрантов. В будущем не будет ограничений в приеме магистрантов, они будут приниматься как в других вузах.

- Есть ли в вузе бюджетное и договорное отделения? И будут ли бюджетники работать определенное время на государство, прежде чем им выдадут на руки их дипломы?

- В настоящее время обучение бесплатное, бюджетное. Вместе с тем в перспективе рассматривается возможность обучения на договорной основе.

Вопрос получения дипломов будет рассматриваться отдельно, с учетом государственных интересов.

- Какие преимущества у выпускников этого института, какие шансы на поступление на госслужбу?

- Не очень правильная постановка вопроса. Сегодня можно иметь десятки дипломов. Но той гарантии, которую вы имеете в виду, никто не может дать. Только совершенные  знания, навыки и способности могут этому содействовать. Сегодня эта миссия возложена на меня, и я постараюсь, чтобы мы готовили таких специалистов, у которых появились бы «покупатели» на местном и международном рынке труда.

Я обещаю, что никто из выпускников не останется на улице. Наши программы разработаны на основе международных стандартов. Уровень знания языков, профессиональные качества, культура должны сильно отличаться. И я буду принимать тот педагогический состав, где будут наилучшие и признанные специалисты.

- Есть определенные требования и параметры, которым должно соответствовать учебное заведение, чтобы его назвали вузом. Институт соответствует всем требованиям?

- Для того чтобы полностью соответствовать вузу, нужно еще много работать. Сейчас объявлен набор преподавательского состава, новый штат в будущем будет составлять 182 человека, включая 70 существующих работников. Среди сегодняшних сотрудников 15 кандидатов и докторов наук. На конкурс подали заявки 40 человек. Но сейчас у нас только один курс, и, может, понадобится только 15-20 преподавателей.

Старший преподаватель может иметь большой опыт, но не иметь степени, но доцент, профессор, глава кафедры, главы факультетов, их замы, заместители ректора – с них мы будем требовать научные степени. Правда, пока мы точно не определили, сколько именно докторов, сколько кандидатов будем принимать.

Также нужно отметить, что и их зарплаты должны быть соответствующими их статусу. Возможно, зарплаты будут выше, чем в других вузах. Мы также привлечем к проведению занятий работников госведомств с соответствующим опытом.

На начальном этапе образования института бывает много трудностей, одна из главных —  нехватка специалистов, отвечающих потребностям института, вообще в республике. Поэтому для нас сейчас задача номер один – привлечь и подготовить штат, который соответственно обеспечивал бы деятельность института.

В 91-м году образовалась Высшая школа МВД Таджикистана. Там всего было 4 кандидата наук. Сейчас это уже Академия. В других странах подобные нашему институту вузы называются академиями. Почему сегодня институт остался институтом? Пока мы не отвечаем требованиям, но нам нужно стремиться к этому.

Что касается технической стороны. Пока техническая база та, что осталась от бывшего института, но в будущем она может соответственно увеличиться. Это ведь только начало.  Например, рядом с этим зданием строится 12-этажное здание для института, и через два года оно уже будет достроено.