К новому году экономика Украины подошла в плачевном состоянии, считают эксперты. Пока гривна остается неустойчивой, ВВП снижается, а внешний долг неуклонно растет, протесты в стране продолжаются.
Как долго в условиях политической и социальной нестабильности продержится экономика и как произошло, что дефолт уже давно шагает по стране, РБК рассказали известные российские и украинские политологи и экономисты. Эксперты спорят о том, был ли выделенный Украине кредит выгоден для России, и отмечают, что судьба украинской экономики зависит от курса нового премьер-министра, а также от того, договорятся ли между собой элиты.
Россия спешит на помощь
Экономист Олег Соскин считает, что ситуация, сложившаяся в украинской экономике, не внушает оптимизма. «Сейчас в Украине платежный баланс имеет отрицательное сальдо. Окончательных цифр пока нет, но если в этом году сальдо будет положительным, то это только благодаря тем средствам, которые Украине выделила Россия», — отметил он.
По данным Соскина, объем золотовалютного фонда страны за последние два года уменьшился почти в два раза. «По состоянию на конец сентября 2011г. золотовалютные запасы составляли 38,2 млрд долл., сейчас эта цифра — 16 млрд долл.», — заявил экономист.
«Сегодня Украина — страна, которая не в состоянии оплачивать собственные потребности в импорте за счет экспорта, как это должно быть. Ее государственный долг составляет 74 млрд долл. Для сравнения: в начале 2010г. он был 39 млрд долл. Это почти вдвое меньше», — сказал Соскин. Он уверен, что при таком положении дел в стране уже давно должен был произойти дефолт, но от этого Киев уберегли договоренности с российским президентом.
Соскин отметил, что для России, с экономической точки зрения, предоставление кредита — это максимально невыгодная акция: «То, что Путин приказал Медведеву купить эти облигации под 5% годовых, — это, по сути, нанесение прямого ущерба России, поскольку эти облигации не получится продать даже по низким ценам. Я считаю, что это была исключительно политическая акция».
Олег Соскин
Если Россия прекратит финансировать Украину, в течение двух недель на Украине будет объявлен суверенный дефолт.
«Уже сейчас украинскому пенсионному фонду не хватает трети его бюджета, поэтому он будет финансироваться из денег государственного бюджета. То есть уже сейчас можно говорить, что Украина находится в состоянии реального дефолта. Внешний совокупный государственный долг плюс долг корпораций превысил 143 млрд долл., а это выше ВВП Украины», — заявил специалист.
Отметим, что согласно данным Государственной службы статистики номинальный ВВП Украины за 2013г. составил 1 трлн 444 млрд гривен, или 164,5 млрд долл.
Кредит в обмен на доверие
К негативному прогнозу также склоняется научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин. Состояние украинской экономики он назвал крайне тяжелым, подчеркнув, что российскому правительству выгоднее следовать выбранному курсу — продолжать помогать Украине. В противном случае, отметил Ясин, Путин рискует подорвать доверие к себе и ко всему государству.
«Он в этом вопросе продолжает ту же линию, что и при освобождении Ходорковского. Путин стремится к повышению доверия. Если же он или наша политика будет создавать обстановку недоверия, в конечном итоге Россия же и проиграет», — считает Ясин.
С ним не согласен директор Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии Алексей Гарань. Он говорит, что своими деньгами Россия поддерживает действующую власть, которая «установила в стране репрессивный криминальный режим, лишающий граждан политических и социальных свобод».
«Конечно, у Януковича до сих пор сохраняются многие инструменты власти не без помощи Путина. Хотя уже сейчас видно, что его власть (президента Украины Виктора Януковича. — Примеч. РБК) начинает давать трещину», — заметил эксперт.
Воля преемника и трудовые резервы
Президент консалтинговой компании «НЕОКОН» Михаил Хазин полагает, что если новый премьер-министр, который придет на смену Николаю Азарову, продолжит курс своего предшественника, экономика республики все же может выстоять. По его словам, если Украина пойдет по пути дружественных отношений с Россией, шансов выиграть в долгосрочной перспективе у нее, как и у РФ, больше.
«Кто станет премьером Украины, я не знаю: Яценюк, Порошенко или кто-нибудь из Партии регионов… Но это принципиально: от этого зависит состояние украинской экономики», — отметил Хазин.
«С точки зрения мировой системы разделения труда Украина — это малая страна, имеющая малое количество ресурсов. Отсюда вывод: для того чтобы поддерживать высокий уровень жизни населения, Украине обязательно нужно что-то экспортировать. Возможности экспорта для нее — это Запад (ЕС), Восток (Россия), Юг (Иран, Турция и т.д.). До недавнего времени вполне было интересно южное направление, однако у Турции начались проблемы, и ситуация изменилась. Таким образом, остались только два направления — либо Запад, либо Восток», — объяснил эксперт.
Михаил Хазин
Запад своим соглашением об ассоциации четко объяснил, каким он видит место Украины: никакого экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости в Евросоюз со стороны Украины не будет, ЕС это не нужно ни в каком виде.
«С другой стороны, остается Восток — Россия, где еще имеется ряд предприятий, которые включены в технологические цепочки. В случае облегчения всякого рода политических отношений есть шанс восстановить что-то с нуля», — полагает экономист.
Михаил Хазин
Но самое главное — у Украины для России есть очень мощный ресурс: дешевая квалифицированная рабочая сила. В России же тех, кто работает на заводах, как класса уже не существует, а необходимость в них есть. По этой причине Россия будет заинтересована в том, чтобы усиливать свои кооперационные связи с Украиной.
«Дальше начинается то, что касается переговоров и политики. Фактически речь идет о том, что нужно создавать совместные финансово-промышленные группы и т. д. Вот и вся ситуация на Украине», — заявил он.
По словам экономиста, Россия «со стратегической точки зрения» заинтересована в том, чтобы Украина входила в российскую систему разделения труда. «Но это нужно не только России, но и некоторым силам на Западе — тем, которые рассматривают мир разделенным на несколько зон. То есть что касается либералов, то для них Украина интересна только в одном состоянии. А Россия заинтересована в целом в том, чтобы у нее не было проблем. Не говоря уже о том, что России не нужно, чтобы в стране, с которой она граничит, была гражданская война», — заключил Хазин.
Теория общественного договора
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг придерживается более позитивных взглядов на будущее Украины, но отмечает, что из-за политического кризиса в стране ситуация в экономике непредсказуема.
Руслан Гринберг
В настоящее время у Украины хорошее соотношение долга и ВВП — 45%, но при этом слабые валютные резервы. Впрочем, сейчас, я думаю, можно рассчитывать на реструктуризацию долга, и это хорошо.
«О том, что произойдет в украинской экономике в ближайшее время, сложно говорить: и в стабильной-то ситуации не всегда понятно, что произойдет, а в условиях политической и социальной нестабильности — тем более. Надеюсь, что кризис все-таки удастся разрешить. Это произойдет, если элиты договорятся между собой и смогут избавиться от радикалов с обеих сторон, проявить коллективную солидарность», — считает Гринберг.
«Ситуативные» колебания гривны
Национальный банк Украины 6 февраля объяснил колебания курса гривны политическими факторами. «Действуют факторы, связанные с внутренней ситуацией. Прежде всего — политической. Это факторы не фундаментального, а ситуативного происхождения», — заявил руководитель группы советников НБУ Валерий Литвицкий.
«Какое будет правительство? Как это повлияет на перспективы торгового и финансового сотрудничества с теми государствами, которые влияют на нашу платежную позицию? Нужно ждать», — сказал он, добавив, что дискуссия по поводу изменения Конституции тоже является «ситуативным» фактором.
По словам Литвицкого, ситуацию на валютном рынке Национальный банк Украины считает управляемой. «Колебаний, которые бы зашли за границу невозврата, нет. Чем быстрее будут нормализовываться другие сегменты внутриполитической ситуации, тем скорее будет процесс перекупки валюты заменен процессом перепродажи», — пояснил он. Говорить об изменениях официального курса Литвицкий предложил по итогам I квартала 2014г.
http://top.rbc.ru/viewpoint/06/02/2014/903825.shtml