Морозное начало февраля оказалось неожиданностью для столичных коммунальщиков, которые не смогли справиться со стихией, парализовавшей все вокруг: работу общественного транспорта, системы энергоснабжения и даже работу аэропорта.
ПОНЕДЕЛЬНИК – день тяжелый день, но 4 февраля для многих жителей Душанбе стало тяжелее вдвойне.
Выпавший накануне снег оставил после себя горы грязно-серых баррикад, через которые приходилось пробиваться и машинам, и пешеходам. К толпе у цирка подъезжает «старекс». Машину приходится брать штурмом. «Еду только до Караболо, кому нужно дальше, платите еще по 1 сомони», — угрюмо обрадовал пассажиров водитель.
В салоне начался ропот, но скандала не получилось – другого транспорта ждать придется неизвестно как долго, а этот, хоть и плетется как черепаха, пусть и за три сомони, но довезет до места назначения. Правда, водитель «старекса» на обвинения в «грабеже» обиделся: «А что мне делать? Многие мои коллеги вообще не смогли завести машины. И вообще, я не виноват, что дороги не убраны от снега. Знаете, сколько солярки у меня сгорает впустую, когда приходится ехать по этой дороге со скоростью 10 км в час?!»
Снег и мороз не только испортили день пассажирам, но и оставили без тепла и света на несколько часов некоторые районы столицы. Не повезло даже Интернету, который, как известно, тоже зависит от электричества: 3–4 февраля сбои в доступе к Всемирной сети ощутили многие таджикистанцы.
Коллапс с выпавшим снегом повторяется в столице уже не первый год. В этом году синоптики предсказывали Таджикистану аномально холодную зиму, в связи с чем в середине октября мэр Душанбе подписал решение о подготовке к пресечению чрезвычайных ситуаций. Было поручено еще раз проверить готовность к зиме систем тепло-, энерго- и водообеспечения города, пассажирского транспорта и т.д.
Столичные власти делали, что могли: 3 февраля Махмадсаид Убайдуллаев возглавил штаб по устранению последствий снегопада, было организовано круглосуточное дежурство руководителей столичной администрации, районов города, коммунальных служб. Но битву со снегом столичные коммунальщики все равно проиграли. Оно и понятно: за понедельник, 3 февраля, снегоуборочные машины мы встретили всего лишь дважды, в остальных случаях бороться с неприступными завалами снега пришлось людям, которые, естественно, не успевали вручную расчистить дорогу, которая к вечеру начала леденеть. Иногда на борьбу с завалами выходили сами автовладельцы.
Снег убираем по теплу?
НЕ повезло в эти морозные дни и тем, кто был вынужден пользоваться услугами Душанбинского аэропорта. 2 и 3 февраля он был закрыт из-за непогоды. Задерживались десятки рейсов, в зале ожидания – тьма-тьмущая народу, много женщин и детей. Мухаммаджон Обидов, один из пассажиров задержанного рейса в Екатеринбург, приехал в аэропорт из Файзабадского района. По его словам, его рейс задерживается уже вторые сутки. Вылет должен был состояться в 20 часов 2 февраля. «Мы в такую холодную ночь приехали на такси за 100 сомони, не было места для ночлега. Аэропорт был закрыт, и в два часа ночи нам пришлось выехать обратно в Файзабад на такси за 100 сомони. Никто не информирует нас, не приносит извинений», — возмущается мужчина.
Причина проблемы оказалась та же – снег завалил взлетно-посадочную полосу аэропорта. Расчищать ее начали только 3 февраля. В МАД сказали, что после резких перепадов температуры не рекомендуется расчищать полосу до стабилизации погоды, иначе из-за резкой смены температуры на полосе мог образоваться ледяной слой, который потом сложно было бы устранить. Лишь к утру 4 февраля аэропорт возобновил работу.
Мы в свое время писали о том, что в августе 2010г. аэропорт закупил в Китае у компании HOURGOS Yiqi TRADE CO. Ltd восемь единиц спецтехники на сумму свыше $2 млн, в том числе одну снегоуборочную машину за $624 500. В чем же заключается «крутизна» этой машины, если она способна справиться с очисткой полосы только после «стабилизации» погоды?
…Итог неутешителен: ни к аномальным морозам, ни даже к обычным (до аномальных нынешние морозы не дотянули) столица Таджикистана не готова.
Вовремя попасть на работу в этот день было суждено далеко не всем…
С выпавшим снегом спускаться в эту подземку стало опасно для жизни
Поездка на общественном транспорте становится настоящим испытанием