«Финансовая стабильность страны в опасности», — заговорили в апреле в один голос Минфин и ЦБ РФ. А виной тому лизинг, вернее нерегулируемый лизинговый рынок. Существующий профильный закон лишь помогает определиться с терминологией, но при этом никаких стандартов и рычагов управления не дает.
Значимость рынка лизинга в России оценивается объемом его портфеля в 3 трлн руб. А это означает уверенное второе место, после банковского сектора. Поэтому любые проблемы лизинговой отрасли способны нанести существенный ущерб и всей банковской системе. Традиционно сложилось так, что лизинговые компании и банки находятся в «родственных» отношениях: большинство крупных банков имеют «дочки» — лизинговые компании. Поэтому беспокойство Центрального Банка вполне обосновано.
Добавил масла в огонь и опрос, проведенный в начале года. Для того чтобы собрать «засекреченную» информацию, а на самом деле получить самые обычные показатели деятельности, которые не являются тайной, но почему-то отсутствуют в официальных источниках по большинству участников рынка — была сформирована анкета. Однако из 50 компаний, которым был выслан лист опроса, половина отказалась предоставлять информацию. Из полученных же сведений удалось выяснить, что только часть лизинговых компаний ведет отчетность по международным стандартам (МСФО), а ведь это необходимое условие для качественной оценки лизингового портфеля.
Наличие любой непрозрачности влечет за собой увеличение рисков. Отсюда, в частности, проблема привлечения заемных средств и их стоимость. С законами экономики спорить бессмысленно: чем выше риски, тем большую цену придется заплатить за использование привлеченных финансов. Соответственно стоимость лизинга для лизингополучателя будет высокой, что не исключает вероятность серьезных финансовых проблем и даже банкротства. Что мы и видели на примере «Трансаэро».
Работа над проектом реформы началась в апреле с поручения вице-премьера Игоря Шувалова. Основная задача реформы состоит, с одной стороны, в том, чтобы снизить стоимость и сделать лизинг имущества максимально доступным, а с другой, – оздоровить сам рынок. Для этого лизинговым компаниям будет запрещено заниматься другими видами деятельности, а раскрытие информации по МСФО станет обязательным. Все это поможет обеспечить длинный горизонт инвестирования и приблизить кредитное качество к суверенному рейтингу. Себестоимость лизинговых услуг снизят также информационные технологии. Лизинговым компаниям предлагается начать работу по внедрению и распространению услуг, подобных мобильному банку. В качестве рекомендации прозвучала идея создания саморегулируемой организации как инструмента улучшения внутреннего аудита.
Несмотря на то, что проект с конкретными предложениями по реформированию будет готов только осенью, уже появились первые комментарии. Так, директор ЛК «ТрансФин-М» Д.Зотов уверен, что реформирование оздоровит отрасль и привлечет инвестиции. Мелкие компании уйдут с рынка, а стоимость лизинга, вполне вероятно, существенно сократится. Клиенты от этого только выиграют.