5 февраля 1999 года Социал-демократическая партия Таджикистана (хизби Адолат ва Тараккиёт) была официально зарегистрирована министерством юстиции РТ, т.е. прошла официальную государственную регистрацию.
Партия была создана на Учредительном съезде 18 марта 1998 года, спустя месяц Устав партии со всеми необходимыми документами и списком своих сторонников был подан для государственной регистрации в министерство юстиции РТ.
Как отмечает глава партии Рахматилло Зойиров в своем распространенном заявлении по случаю этой даты, по объективным (задержка с принятием Закона РТ о политических партиях), и субъективным причинам, государственная регистрация партии затянулась, и в результате была зарегистрирована через 300 дней после подачи документов на регистрацию.
Только 5 февраля 1999 года тогдашний министр юстиции РТ Ш.М.Исмаилов вручил руководству партии Свидетельство о государственной регистрации партии её руководству.
«Следует признать, что еще в 1998 и 1999 годах Таджикистан не был ни авторитарным, ни тем более, тоталитарным, хотя имелись развивающиеся тенденции бюрократизации государственного аппарата, но, в тогдашнем Таджикистане еще демократические тенденции преобладали над авторитарными благодаря, прежде всего, мирному процессу, заключению Соглашения о мире и национальном согласии, работе Комиссии по национальному примирению (КНП), председателем которой был Саид Абдулло Нури, заместителем – Абдулмаджид Достиев. С окончанием работы КНП и его расформированием, авторитарные тенденции получили преобладание над демократическими, а в последующем переросли в тоталитарные, начало которому положили изменения и дополнения в Конституцию РТ, принятые 22 июня 2003 года», — говорится в заявлении главы СДПТ.
Он также отмечает, что 1999 год был годом выборов президента Таджикистан. Не случайно в том году две тенденции – демократические и авторитарные — проявили себя наиболее ясно и недвусмысленно в ходе подготовки и проведения этих выборов.
«Мы, политические партии, уже в марте-апреле 1999 г. образовали Коалицию политических партий (вошли 5 партий – СДПТ, КПТ, СПТ, ДПТ, партия «Адолатхох», и несколько общественно -политических движений, ПИВТ в то время еще не была легализована) при информационном сопровождении, прежде всего, газеты «Чунбиш», начали общественно-политическую кампанию в связи с этим, и действительно эта Коалиция выросла в мощную общественно-политическую силу, что очень напугало действующую власть. Власти предприняли отчаянный шаг, т.е. в конце июля 1999 г. Министерство юстиции РТ вышло в Верховный Суд РТ с представлением о приостановлении деятельности СДПТ, партии, которая была зарегистрирована всего 5 месяцев назад. В итоге, Верховный Суд РТ, рассмотрев настоящее дело «О партии Р. Зойирова», не нашла оснований для её приостановления», — отмечает Р. Зойиров.
Далее он отмечает, что после того, как председательствовавший по делу заявил об этом, на него было оказано давление, и уже на следующий день «характер процесса изменился на 180 градусов».
«Суд в течение 40 минут вынес решение об отмене государственной регистрации партии, хотя в представлении министерства юстиции РТ не было никаких требований об отмене государственной регистрации. На мой вопрос, почему суд нарушает закон и выходит за пределы требований министерства юстиции, судья ответил, что в ходе процесса министерство юстиции изменило свое требование, чего а) не было, б) в ходе процесса оно не было озвучено, в) нам, стороне и ответчику, оно не было представлено».
Зойиров при этом утверждает, что практика Верховного Суда РТ (правовой нигилизм, т.е. игнорирование права и закона) по вынесению политических и заказных решений, получила свою апробацию именно в этом деле.
«Правовая проблема заключалась в том, что в 1999 году решения Верховного Суда РТ по закону не подлежали обжалованию, в том числе, и по гражданским делам. Это был отголосок «императивных» норм советского периода. В последующем пришлось 3 года воевать за свое право и право всех граждан страны, чтобы в 2002 г., наконец, это норма закона была отменена Конституционным судом и все субъекты права, в том числе политические партии получили право обжаловать решения Верховного Суда РТ по первой инстанции в кассационном и надзорном порядке», — говорится в заявлении главы СДПТ.
В своем заявлении глава СДПТ поздравил всех демократически настроенных граждан страны, народ Таджикистана, но, прежде всего, всех членов СДПТ и её сторонников, с этим днем, назвав его одним из отправных точек, с которого берет начало история СДПТ, «а история СДПТ — это неразрывная страница истории Таджикистана, его государственности и гражданского общества».