А нужен ли новый ангел-хранитель?

В конце января под председательством президента Рахмона состоялось заседание правительства страны, на котором был утвержден план мероприятий для выполнения задач, озвученных в январском Послании главы государства.

В частности, был рассмотрен вопрос создания института уполномоченного по правам ребенка.

А нужен ли нам отдельный защитник детей?

Из Послания…

В своем Послании президент указал на важность вопросов воспитания подростков и молодежи в духе патриотизма, гуманизма и самопознания, развития их самосознания.

- Вопросы укрепления связи между обществом, учреждениями образования и родителями регулируются рядом законов, в том числе Законом «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». Однако до сих пор не разработан механизм его должной реализации.

Поэтому с целью контроля за исполнением Закона РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» и координации деятельности соответствующих структур поручается создать в Исполнительном аппарате президента страны новое структурное подразделение, заявил глава государства.

Президент также предложил в целях обеспечения защиты прав ребенка учредить институт уполномоченного по правам ребенка.

 

Со мной или без меня?

Уполномоченный по правам человека в Таджикистане Зариф Ализода на пресс-конференции по итогам года заявил, что считает своевременным и важным предложение по созданию в стране института уполномоченного по правам ребенка. По словам Ализода, в настоящее время на улицах и рынках десятки детей подвергаются насилию, а права их попираются.

По его словам, рост преступности и другие проблемы среди подрастающего поколения стали причиной того, что назрела необходимость создания специального института, который будет заниматься защитой прав детей. Он напомнил случаи с пропавшими девочками, смертью учащегося 10-го класса школы-интерната города Чкаловска Зиёдбека Джураева, который скончался от побоев, полученных на рынке «Назари нек» в Бободжон-Гафуровском районе

- Нам нужно, как в России, учредить детского омбудсмена. И потом в принципе неважно, в каком формате будут работать эти две структуры — совместно или отдельно друг от друга, — сказал омбудсмен. 

А нужно ли?

Насколько актуально данное предложение и как обстоят дела с соблюдением прав детей у нас в стране? Эксперты разошлись во мнениях по данному вопросу.

Некоторые представители гражданского общества неоднократно заявляли, что позиция омбудсмена по наиболее актуальным вопросам прав человека очень слабая и офис уполномоченного по правам человека не имеет политической воли и гарантий продвижения защиты прав человека.

По мнению политолога Шокирджона Хакимова, существует практика работы омбудсменов в различных направлениях и сферах жизни, и наличие омбудсмена по той или иной сфере или той или иной категории людей в первую очередь связано с общественно-политическим строем государства, правовым самосознанием, политической культурой, эффективностью функционирования демократических институтов и т.д.

- Несомненно, в нашей республике дети имеют множество нерешенных проблем, с которыми они постоянно сталкиваются, но нужно и учитывать социально-экономическое положение в стране. Думаю, в настоящее время нет необходимости в создании новой структуры, — говорит политолог.- Нужно всего лишь поручить омбудсмену по правам человека Зарифу Ализода больше уделять внимания вопросам защиты прав детей. Завтра еще возникнет вопрос создания института омбудсмена по контролю за соблюдением прав и интересов предпринимателей, рационализаторов или еще каких-то категорий граждан по примеру той же России, это же не отвечает реалиям Таджикистана. А в целом, если омбудсмен будет эффективно реализовывать свои полномочия, как важный институт гражданского общества, нет никакой необходимости в создании нового бюрократического аппарата.

Как показывает практика, на сегодняшний день еще в недостаточно полной мере осуществляются установленные законом обязанности омбудсмена в Таджикистане. Поэтому было бы целесообразно не делать вид, что дети и подростки, эта наиболее уязвимая социальная категория, меньше других имеют проблемы, а наоборот, совместно со специалистами и экспертным сообществом нужно смело обсуждать негативные явления, участившиеся в повседневной жизни, и принимать меры к недопущению подобных случаев впредь. Замалчивание или преуменьшение последствий таких явлений может в будущем создать большие проблемы. 

Не судите строго…

Директор общественного фонда «Правовая инициатива» Гулчехра Рахманова в интервью «АП» высказала иное мнение. По ее словам, вопросы детей должны рассматриваться отдельно от общей системы. Создание отдельного института дает больше возможности сосредоточиться на вопросах, связанных с детьми, на данный момент офис уполномоченного по правам человека в Таджикистане очень сильно загружен, так как работает по всем сферам прав человека.  

- Многими вопросами, связанными с насилием, жестоким обращением, преступностью, социальной защитой, опекой и попечительством и прочим, в отношении ребенка должен будет заниматься именно этот институт, в том числе и теми проблемами, которые возникают с таджикскими детьми за рубежом. Например, когда  женщины-мигранты рожают и оставляют детей в интернатах и родильных домах Российской Федерации.   Опять-таки мы не можем делать преждевременных выводов, но должны четко понимать, что этот институт должен в первую очередь работать во благо ребенка и в защиту его интересов, в том числе необходимо, чтобы сами дети имели возможность принимать участие в решении вопросов, которые непосредственно касаются их самих, они должны быть услышаны. Работа должна быть поставлена таким образом, чтоб приоритетом являлась жизнь ребенка и его достойное развитие, без дискриминации по половому, расовому, национальному, религиозному, социальному и другим признакам. Для того чтобы оказать ребенку помощь и содействие, необходим комплексный подход, в котором будут задействованы все структуры по работе с детьми. Необходима координация, и я думаю, что как раз таки для координации не хватает отдельного органа по защите прав ребенка, который мог бы исполнять роль координирующего органа. Тем самым вел бы статистику и анализ. Сможет ли эту роль выполнять детский омбудсмен, покажет время, так как пока неизвестно, какова будет его структура и какими полномочиями он будет наделен.   

Психолог Махмуд Кабири также поддержал идею учреждения должности детского омбудсмена, выразив надежду, что вновь созданный институт позволит искоренить проблему насилия над детьми.

По его словам, в сознании некоторых граждан, особенно тех, кто живет в сельской местности, сохранилось почти средневековое отношение к детям как к родительской собственности.  А вот некоторые правозащитники утверждает, что наилучшим вариантом было бы создание института уполномоченного по правам ребенка при парламенте или же президенте республики. 

Вместо резюме

Действительно, в последнее время мы часто слышим о нарушениях прав детей, о совершенных ими преступлениях. Происходящее не может не волновать общество,  ведь большинство трудностей детей — это зеркальное отражение проблем и болячек  семьи и общества. А вот признает ли наше общество права за детьми и станет ли заслоном от детских проблем в обществе новый их защитник, который будет постоянно доступен для народа, покажет время…