В Таджикистане в 2014 году происходило ухудшение ситуации с правами человека, считают правозащитники Human Rights Watch.
В опубликованном 29 января на официальном сайте Human Rights Watch ежегодном всемирном докладе говорится, что ухудшение ситуации с правами человека в республике происходило на фоне продолжающегося подавления властями свободы выражения мнений, лишения свободы оппозиционных лидеров, давления на независимое информагентство и ареста ученого по сфабрикованным обвинениям в шпионаже.
Серьезную обеспокоенность продолжало вызывать у авторов доклада использование таджикскими властями пыток как средства принуждения к признанию. «Правительство блокировало различные сайты, притесняло правозащитные группы и ограничивало свободу СМИ», — подчеркивают они.
В докладе отмечается вынесение приговора в отношении предпринимателя, экс-министра промышленности Зайду Саидову. «Во время следствия и суда родственники Саидова, его коллеги по партии, адвокаты и их семьи подвергались притеснениям и угрозам уголовного преследования со стороны властей. В марте 2014 года Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией арестовало по обвинениям в мошенничестве одного из адвокатов Саидова Фахриддина Зокирова. 3 ноября он был освобожден по амнистии», — говорится в докладе.
Также подчеркивается мартовский арест адвоката Шухрата Кудратова, который занимался делом Саидова. «Ранее он представлял интересы известных людей и независимого информагентства «Азия-Плюс». 15 июля, за несколько дней до ареста, он разослал обращение к НПО, СМИ и дипломатическим представительствам в Таджикистане, в котором говорилось о продолжающихся преследованиях адвокатов Саидова», — отмечают авторы доклада.
Кроме того, правозащитники Human Rights Watch отмечают периодическую блокировку властями доступа к независимым сайтам.
В докладе также говорится, что «февральское решение суда по иску против «Азия-Плюс» — ведущего независимого информационного ресурса Таджикистана – стало ударом по свободе выражения мнений в стране. Суд в Душанбе за статью редактора Ольги Тутубалиной «Неинтеллигентно об интеллигенции» обязал газету и ее редактора опубликовать опровержение и выплатить истцам 30 тыс. сомони (примерно $6.100) за посягательство на «честь, достоинство и деловую репутацию».
В отчете также отмечено, что в рамках проекта строительства Рогунской ГЭС должно быть переселено более 42 тысяч человек. «Начиная с 2009 года, правительство уже переселило 1,5 тысячи семей. Однако, несмотря на обещания соблюдать международные стандарты в области переселения, охраняющие права переселяемых лиц, правительство не обеспечивает семьям вынужденных переселенцев необходимую компенсацию, из-за чего многие семьи сталкиваются с серьезными проблемами доступа к жилью, продовольствию, воде и образованию», — подчеркивается в нем.
Касательно пыток, которые, по мнению правозащитников Human Rights Watch, нередко используются для принуждения к даче признательных показаний, в докладе говорится, что «19 января 34-летний Умеджон Тоджиев, член оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана,умер в тюремной больнице в Худжанде на севере страны; 2 ноября 2013 года он получил тяжелые травмы, когда якобы выпрыгнул из окна третьего этажа здания милиции в Исфаре. Его адвокат и родственники утверждают, что он выпрыгнул, не выдержав трехдневных пыток в милиции, включая электрошок, удушение пластиковым пакетом, жестокие побои и лишение сна».
Уделено внимание в отчете и задержанию на два месяца сотрудниками Госкомитета национальной безопасности ученого и известного блогера Александра Содикова, когда тот интервьюировал одного из лидеров майских выступлений в Хороге. «Изначально власти отказывались признать даже факт задержания, однако после активной международной кампании власти Таджикистана разрешили Содикову и его семье выехать из страны и вернуться к работе над кандидатской диссертацией за рубежом», — отмечается в докладе.
«В 2014 году власти Таджикистана сохраняли жесткие ограничения свободы религии, включая религиозное обучение. По всей стране подавляется несанкционированное преподавание ислама, власти привлекают за это к административной ответственности, контролируют содержание проповедей и массово закрывают незарегистрированные мечети», — заключают правозащитники Human Rights Watch.