В Душанбе на 52-м году жизни безвременно ушел настоящий патриот Таджикистана, Человек с большой буквы, ученый, известный аналитик Сухроб Ибронович Шарипов.
Сухроб Шарипов был, наверно, единственный в правящей Народной демократической партии человеком, которого уважали все: однопартийцы, единомышленники, оппозиция, гражданская общество, эксперты, политологи и журналисты.
Любое его заявление становилось новостью. Ему было свойственно видеть то, что другие не замечали либо не хотели замечать, не говоря уже о том, чтобы озвучить это публично. Об этом человеке говорят с теплотой все. Для журналистов он был находкой — эксперт, который никогда не отказывался дать комментарий, он всегда шел навстречу журналистам, для оппонентов он был лучшим собеседником, он всегда имел свою точку зрения и никогда не вставал на чью-то сторону в угоду другим, для единомышленников он всегда мог отстоять точку зрения партии, правительства грамотно, с аргументами, для друзей – был человеком, который в любой момент придет на помощь, выслушает, поддержит. Для всех он был честным и очень порядочным человеком, о котором останется светлая память.
С властью и о ней
Сухроб Ибронович был одним из немногих госчиновников, кто впервые в Таджикистане высказался о близких родственниках президента и их отношении к большому бизнесу. Также в то время, когда многие политологи-чиновники боялись высказываться против России, дабы не ухудшить отношения с «великим братом», Сухроб Шарипов на одной из своих пресс-конференции (тогда работал директором ЦСИ) заявил, что Москва должна заплатить Душанбе за использование «Окна».
«Окно»
- За использование оптико-электронного комплекса «Окно» Россия сейчас отдаёт копейки, это в то время, когда Таджикистан ставит себя под угрозу. «Окно», которое принадлежит России, является угрозой безопасности всего региона и в первую очередь Таджикистана. Его называют глазами и ушами России, и, естественно, при возникновении какой-либо агрессии против России этот объект станет приоритетной целью для уничтожения.
Китай
- Я думаю, в вопросе демаркации и делимитации границы с Китаем наши политики и дипломаты проявили максимум патриотизма. Необходимо отметить, что проблема, которая требовала своего решения, имела много сложных факторов, неучет которых со стороны Таджикистана представлял серьезную угрозу безопасности и суверенитету страны. Не решив проблему таджикско-китайской границы, мы закладывали под нашу фундаментальную государственную основу мину замедленного действия. Какие угрозы? Если бы мы сейчас не отдали часть территории страны Китаю, то Пекин мог бы запросто прийти и взять Хорог.
Исламизация
- Исламизация является естественным состоянием общества. От исламизации угроз нет и не будет. Даже если мы и ратуем за светское общество, то придерживаемся исламской культуры. Ислам — это наша сущность, а мы не можем уничтожить себя. Однако я считаю, что на территории Центральной Азии этот вопрос носит особый характер. Например, у нас было много исповедующих ислам коммунистов. А ведь коммунист, по сути, должен быть атеистом. В то же время никто не мог запретить дехканину носить чапан и молиться.
Рогун
- Я думаю, Рогун сможет достроить лишь тот, у кого будет такая же политическая воля и сила, как у Рахмона. О давлении, которое оказывается на Рахмона в связи со строительством Рогуна, знает он один. Он о многом умалчивает. Я думаю, при таком натиске и давлении другой лидер давно бы сломался.
Родственники президента
- Я не отрицаю этого. Президент сам прекрасно видит, что происходит вокруг. Но об этом, прежде всего, должны задуматься родственники и дети президента. Например, Хасан Асадуллозода, председатель «Ориёнбанка» — родственник президента или его дочь, которая занимает кресло замминистра иностранных дел. Разве Асадуллозода плохой бизнесмен или менеджер? Нет. Однако вопрос в другом — нельзя все присваивать себе, должна быть мера. И нужно заниматься только своим бизнесом… Ненасытность погубит человека.
Критика Минпрома
- В течение более 10 лет Таджикистан находится в энергетическом кризисе, и население страны не чувствует, что данное министерство работает и добивается каких-либо результатов. Почему в годы независимости в Таджикистане не построена ни одна ТЭЦ, а имеющиеся соглашения о строительстве таких объектов с иностранными партнерами не реализуются? Я имею в виду соглашение с КНР о строительстве ТЭЦ «Душанбе-2» мощностью 270 МВт.
О парламенте
- Парламентские слушания — это хорошая практика для Таджикистана. Парламент не должен превращаться в болтливую структуру для того, чтобы просто высказаться. Парламент четвёртого созыва преуспел во многом, но не смог разработать механизм наблюдения за исполнением закона о бюджете со стороны правительственных органов. Этим в первую очередь должен заняться новый парламент.
О Сухробе Шарипове при жизни
Сухроб Шарипов был одним из тех, о ком каждый эксперт говорил с уважением. О его искренности и честности многие говорили и при жизни.
Абдулгани Махмадазимов, политолог:
- При нынешней ситуации найти такого смелого и открытого человека, как Сухроб Шарипов, очень трудно. До сегодняшнего дня он был преуспевающим политиком, но все же, войдя в парламент, он не сольется с той атмосферой, которая царит в Маджлиси намояндагон, потому что Сухроб Шарипов до сегодняшнего дня все анализировал и комментировал без цензур. Не думаю, что с приходом в парламент он все это забудет. Он не сможет «закрыть глаза» на все.
Рахматилло Зойиров, лидер СДПТ:
- Сухроб Шарипов для таджикского общества является «находкой». Возможно, он единственный чиновник, который может создать общественное мнение и имеет свою позицию. Конечно, Сухроб Шарипов пропагандирует идеи правительства, но только в другом виде.
Мухиддин Кабири, депутат и лидер ПИВТ:
- Несмотря на то, что мы с Сухробом Иброновичем представляем разные партии в парламенте, по многим вопросам наши позиции совпадают. Соблюдая партийную дисциплину и общую позицию своей фракции, он всегда ставит государственные интересы выше, и много раз доказал, что имеет свою гражданскую позицию и не боится высказать ее.
Работая на разных должностях, он доказал, что может работать в команде и достойно переставлять ее, если команда ему доверяет и уважает его позицию. Но не каждая команда может терпеть такого вольнодумца и либерально настроенного человека, как Сухроб. Он доказал, что не может вслепую идти за толпой, даже если эта толпа состоит из лиц со статусом. Его формат мышления многим кажется «неправильным», но именно эта особенность заставляет людей, особенно соперников, его уважать. Я уверен, что его способности и умеренные политические взгляды будут востребованы в ближайшем будущем в нашем обществе и в своем расцвете сил Сухроб Ибронович раскроет свои научные, интеллектуальные и организаторские способности, которые, на мой взгляд, еще не раскрыты до конца.
Сайфулло Сафаров, зам главы ЦСИ:
- Именно за тот период, который Шарипов возглавлял ЦСИ, таджикская аналитика была признана за рубежом. Можно сказать, он стал основоположником практической политологии в современном Таджикистане. Многие аналитики Центра, благодаря его демократичности, стали сейчас уважаемыми людьми как в нашей стране, так и за рубежом. Он честнейший человек и принципиальный руководитель, непримиримый борец с халтурщиками, тугодумами, взяточниками и с беспринципными людьми. Он всегда выступает в защиту национальных и государственных интересов Таджикистана, обладает огромной культурой дискуссии и уважением к оппонентам.
Раджаби Мирзо, обозреватель:
- В медицине есть такое лекарство, как панацея. Это лекарство от всех болезней. Кажется, что нынешняя власть использует Сухроба Шарипова именно как панацею. Сухроб Шарипов в команде Эмомали Рахмона особый и исключительный чиновник. Можно сказать, что, отправляя его в парламент, правительство будет уверено в том, что Сухроб Шарипов защитит его в любой ситуации и в любом случае. Возможно, даже ценой своего имиджа.
О Сухробе Шарипове после кончины
Мухаммадали Хаит, заместитель главы ПИВТ:
- Кончина нашего брата Сухроба Шарипова — это большая потеря для политологов, парламента, религиозных деятелей. Он был одним из тех, кто имел собственное мнение, мышление, говорил на важнейшие темы нашего общества. Уход из жизни Сухроба Шарипова — большая потеря для меня и нашей партии.
Абдуррахмон Махмадов, научный руководитель С. Шарипова:
- Он был одной из ярких личностей в нашей политике. Потеря такого человека очень тяжела для всего нашего общества, и в такой момент трудно подобрать слова в память о нем. Но ясно одно — мы потеряли одного из великих людей.
Махмадали Ватанов, депутат Маджлиси намояндагон МО РТ:
- Это большая потеря. За последние пять лет совместной работы я знал его как целеустремленного, грамотного специалиста, который всегда мог отстоять свою точку зрения. Для него в работе самое главное было – аргументы: если при обсуждении наши аргументы его убеждали, он всегда поднимал руки и говорил: «Я сдаюсь». Вообще, таких людей, как Сухроб Шарипов, сейчас редко встретишь.
В марте 2013 года Сухроб Шарипов похоронил отца. Профессор, доктор исторических наук Иброн Шарипов скончался в Душанбе в возрасте 84 лет. Сухроб Шарипов ушел вслед за отцом так неожиданно и быстро.
Редакция «Азии-Плюс» выражает искренние соболезнования родным и близким Сухроба Иброновича Шарипова. Это большая утрата для всех нас. Скорбим вместе с вами.