«Мy Little Sony»: есть ли у японцев шанс в 2015 г.?

Распечатать

Японские производители электроники с трудом пережили 2014 г. Они активно распродают недвижимость, ликвидируют подразделения и увольняют сотрудников. Как часто вы слышите новости о Sharp или Panasonic? Похоже, рынок практически забыл об их существовании. Сможет ли главная компания сектора, Sony, вернуть стране былое могущество?Неудачный год
Экономическая политика премьер-министра Японии Синдзо Абэ обеспечила экспортерам дополнительный доход при конвертации выручки из дорожающей зарубежной валюты в дешевую иену. Однако в уходящем году это не помогло Sony. Капитализация бизнеса на бирже к концу 2014 г. опустилась до $23 млрд. На фоне выручки в размере $65 млрд это чудовищно низкий показатель.

В 2015 г. от убытков мобильного подразделения Sony спасет только магия: реальных перспектив на этом рынке пока не видно.

Чистый убыток корпорации резко вырос во II финансовом квартале в связи со списанием стоимости мобильного бизнеса, а также расходов на реструктуризацию операций. Как сообщается в пресс-релизе компании, японский производитель потребительской электроники увеличил чистый убыток в июле-сентябре до 136 млрд иен ($1,2 млрд) по сравнению с 19,3 млрд иен за аналогичный период предыдущего фингода. Операционный убыток Sony за отчетный квартал составил 85,6 млрд иен по сравнению с операционной прибылью в 13,9 млрд иен годом ранее.

Показатель включает в себя списание гудвилла мобильного бизнеса на сумму 176 млрд иен.

При этом финансовый год, который закончится в марте, по прогнозам компании также будет неудачным. Убыток составит $1,7 млрд. Также отмечается, что Sony отказалась от выплаты годовых дивидендов впервые за время после IPO в 1958 г.

В конце прошлого года появилось еще одно неприятное для Sony сообщение: компания рассматривает возможность продажи звукозаписывающей компании Sony/ATV Music Publishing, о чем написало издание The Wall Street Journal со ссылкой на утечку из внутренней переписки руководства. Sony/ATV Music Publishing является крупнейшей звукозаписывающей компанией в мире и обладает правами более чем на 2 млн песен, в том числе на большинство произведений The Beatles.

Наконец, по Sony ударил хакерский скандал, в результате которого в сеть утекли критически важные для компании копии фильмов и других мультимедиа-файлов, а игровая сеть PSN не раз выходила из строя. По разным оценкам убыток от действий злоумышленников может исчисляться сотнями миллионов долларов.

Перспективы
После выхода на рынок первого флагмана обновленного мобильного подразделения Sony, Xperia Z, стало очевидно, что японцы не готовы отказываться от перспективного рынка гаджетов. И в этом году руководство Sony неоднократно подтверждало, что никакой ликвидации мобильного бизнеса мы не дождемся, хотя именно он стал основной причиной финансовых потерь. Это все несмотря на отличные оценки, выставленные гаджетам критиками, в том числе, и западными. Одной из проблем, помешавших японской компании надежно закрепиться на третьем месте среди производителей смартфонов, как говорят эксперты, стало слишком оперативное обновление флагманской модели. Люди не успевают привыкнуть к одной версии Xperia Z, как на рынок уже выходит новая.

Ссылки по теме

  • Sony и Северная Корея: кто больше?
  • Часы из электронной бумаги: новая идея Sony
  • Убыток Sony во II финквартале резко увеличился

В этом году мы увидим, как Sony сбавляет обороты. Xperia Z4 не была представлена выставке CES, и видимо за год появится лишь одно поколение. Медленнее будут обновляться и планшеты. Не исключено, что японцы попробуют создать своеобразную «экосистему», в которой каждый потребитель получит дополнительные стимулы для покупки сопутствующих основному гаджету товаров.

Фитнес-браслет на основе электронной бумаги (E-Ink) может стать одним из таких дополнительных устройств. Обновленные смарт-часы — еще один элемент стратегии. Параллельно может быть выпущен новый плеер Walkman на основе флагманского смартфона. Он будет отличаться от старшего брата примерно так же как iPod отличается от iPhone. Данное решение кажется спорным, учитывая, что та же Apple постепенно отказывается от обновления iPod и уже ликвидировала версию Classic.

Одним из козырей Sony в 2015 г. может стать интеграция игровых сервисов, в частности потокового воспроизведения игр с PS4 на портативных устройствах. Если позиционирование гаджетов будет удачным, доля японской компании на рынке может подрасти. Однако ждать рекордов пока не стоит. Если подразделение, производящее телевизоры, постепенно восстает из пепла, а игровые приставки и сопутствующие товары продаются отлично, то смартфоны и планшеты едва ли выйдут на безубыточный уровень в новом году. В лучшем случае Sony удастся минимизировать убытки и добиться прибыли за счет других ветвей бизнеса. Слабая иена окажет позитивное, но не решающее воздействие на выручку. Основными конкурентами станут не только Apple и Samsung, но и китайские игроки, среди которых теперь и Xiaomi.