Ветеран «Бешкентводстроя» вспоминает о создании этого треста и освоении безводных степей Бешкента, на месте которого сейчас находится район Носири Хусрав. Ровно тридцать пять лет назад, в декабре 1979 года, был осуществлен первый пробный пуск воды по Бешкентскому каналу.
Об истории этого всесоюзного проекта «АП» попросила рассказать одного из его активных участников Тохира Абдуллаева.
От бульдозериста до руководителя
Тохир Абдуллаев после окончания строительного училища тогда еще в Сталинабаде и службы в армии в Ашхабаде поступил в алма-атинский автодорожный вуз. Получив специальность, он вернулся в родной край. Свой трудовой путь он начал бульдозеристом в СМУ-4, продолжил -мастером, начальником участка, а позже уже руководил трестом. Вся его судьба была связана со строительством в совхозах «Бешкент-1», «Бишкент-2» и 52-километрового оросительного канала в этой местности.
«Назначение Тохира Абдуллаева начальником ПМК №20 треста «Бешкентводстрой» пришлось на годы гражданского противостояния в стране, — вспоминают ветераны освоения Бешкента. — Тогда из-за обильных дождей и селевых потоков был разрушен мост, который связывал Шаартуз с Кабадианом, и на два месяца движение было парализовано».
Тогда же Т.Абдуллав, по словам очевидцев, выехал в Душанбе и обратился к руководству ПМК-6 «Мостстроя», который вскоре выделил им строительную технику для устранения последствий стихии. Этот восстановленный мост до сих пор действует как связующее звено в транспортной сети страны. Абдуллаев участвовал и в берегоукрепительных работах на реке Чубек в Кулябском регионе, строительстве 550 метров железной дороги Курган-Тюбе – Куляб на участке Навобод.
Освоение безводной степи
Тохир Абдуллаевич поделился с нами воспоминаниями об истории освоения Бешкентской долины.
-Смотря назад, в свое прошлое, я вспоминаю, как мы строили и обустраивали Бешкентскую долину, — начал свой рассказ Тохир Абдуллаевич.
История берет начало в 1969 году, когда на базе нескольких СМУ был основан строительно-монтажный трест «Бешкентводстрой», который, объединив кадровый и технический потенциал, одновременно готовил местные кадры строителей. Время вносило коррективы в структуру предприятия, менялись объемы и виды выполняемых работ, совершенствовались методы и технологии. В марте 1977, после создания треста «Бешкентводстрой» в Шаартузском районе, в основном, он работал на территории нынешнего Н.Хусравского района, где была объявлена всесоюзная стройка, развернувшаяся с широким размахом на безводной степной местности.
- В то время эту организацию возглавляли начальник В.Тен и главный инженер Н. Прохоров. Из местных специалистов в качестве старшего механика работал только я, — вспоминает Т.Абдуллаев.
Тогда мало кто верил, что на этой безводной местности может возникнуть облагороженный поселок с современными коммуникациями и сельхозугодиями.
-Когда еще в апреле того же 77-го года я вместе с начальником участка Станиславом Василевским и мастером Алексеем Маклаковским начали разметку фундамента первого здания в бывшем совхозе «Бешкент-1», к нам на ослах подъехали три старца и с усмешкой спросили: «Чем вы тут занимаетесь?» Когда я стал объяснять им о наших планах строительства административного здания нового совхоза, старики усмехнулись и недоверчиво сказали: «В этих местах, где нет воды и гуляет ветер, не было и не будет жизни». Они попытались убедить нас, что наши планы нереальны, и вода Кафарнигана не дойдет до этих мест.
Я перевел слова старцев начальнику участка, и он с задором заявил, что через два года здесь будет и вода, и жизнь.
Так началось освоение веками простаивающих земель Бешкентской долины, которое для многих тогда казалось чуть ли не сказочным и нереальным. Работа проводилась в очень тяжелых условиях, под палящим солнцем и сильном ветре. Летом дороги утопали в пыли, а во время осадков превращались в грязевой поток. Местных кадров практически не было. Техника поступала из России очень быстро, также быстро нужно было готовить и обучать специалистов. Одно время мы работали в режиме постоянных командировок. Я неоднократно ездил в Челябинск, Чебоксары, Воронеж на тракторные заводы для изучения и получения техники для нашего проекта.
Ввод в строй водонасосов в совхозе «Бешкент-2» и бывших землях колхоза «Ленинград» позволил выращивать в этих местах сельхозкультуры. Одновременно в Шаартузе были созданы строительные организации, построены бетонный и асфальтный заводы, карьер, которые позволили за короткий срок забетонировать канал на участке кишлака Айвадж и построить более 40 жилых домов на территории совхоза «Искра».
Приостановленный проект
- В середине 80-х годов проектировщики запланировали строительство нижне-кафарниганского водохранилища, позволяющего орошение пустующих земель Бешкентской долины, — продолжил ветеран-строитель.
По его словам, строительство этого водохранилища могло стать решением проблемы орошения 12 тысяч гектаров земель и освоения новых, обеспечения жильем и земельными участками для сотен тысяч людей. В это время все трещины на дне реки Кафарниган были заделаны, работы шли хорошими темпами. Тогда же были смонтированы железобетонные конструкции 2х2 метра для экстренного сброса воды, где, кстати, проектировалось строительство ГЭС малой мощности, но, к сожалению, в начале 90-х годов, с распадом СССР дальнейшие работы по строительству водохранилища были окончательно приостановлены. Это произошло в связи с разрывом экономических связей с республиками бывшего СССР.
Трест «Бешкентводстрой», состоявший из 17 предприятий, был ликвидирован, все было распродано и разбазарено, а ведь он обслуживал нынешние Н.Хусравский, Шаартузский и Кабадианский районы, чего нельзя было делать. Допустим, трактористу нужно произвести текущий ремонт, а куда ему идти? Он идет на рынок, покупает комплектующие китайского производства, которые порой не выдерживают и дня работы. Ведь нет тех сверлильных, винторезных станков, сварочных аппаратов, а их специалисты подались в трудовую миграцию. Ветераны того проекта сейчас попросту забыты, и их с каждым годом становится все меньше…
Думаю, строительство нужно возобновить: ведь он еще тогда был готов, на него затрачены колоссальные средства. Ведь есть плодородная земля, есть коммуникации и, самое главное — избыток трудовых ресурсов в этих районах и специалисты, которые могут завершить проект.