Больше полугода назад Консульскую службу Посольства Таджикистана в России возглавил Ашраф Гулов. За это время произошло несколько резонансных событий, которые так или иначе затронули подведомственную ему структуру. Наша газета, наряду с другими СМИ, периодически публиковала информацию о деятельности консульства, однако мнение самого консула всегда оставалось за ширмой пресс-службы Посольства РТ в РФ. Мы потытались заглянуть за ширму во время личной встречи с ним.
- Ашраф Шералиевич, во-первых, позвольте выразить вам свою благодарность за согласие на встречу, во-вторых, всё-таки не удержусь от вопроса. Мы к вам обращались с аналогичной просьбой после вашего назначения руководителем Консульской службы Посольства РТ в РФ, но получили вежливый отказ. Почему на этот раз вы согласились на беседу с нами? Что-нибудь изменилось за этот период?
- Интересный вопрос…
- Вы хотели сказать «наглый»?
- Нет. Давайте договоримся так: я постараюсь, насколько это возможно, отвечать на любые ваши вопросы, а вы не будете домысливать за меня и опубликуете нашу беседу в полном варианте, без сокращений и изменений.
- Вы боитесь подтасовки фактов или выдёргивания ваших слов из контекста? У вас был негативный опыт?
- Как там принято у вас, у журналистов, говорить, когда не хочется отвечать на вопрос? «Без комментариев»?
- Да, можно и так. Ещё, если собеседнику хочется сообщить о каком-то факте, но он не хочет афишировать, то говорит «не для печати».
- Спасибо за информацию, но, думаю, я пока обойдусь первым вариантом.
- О`кей, договорились. Тогда давайте сразу определимся, какие темы мы не затронем сегодня, и на какие темы вообще наложено табу при разговоре с вами?
- И сейчас, и всегда я попросил бы вас не задавать вопросов о моей семье, о моей личной жизни. Я готов отвечать на вопросы относительно деятельности Консульской службы Посольства Таджикистана в Москве.
- Но всё-таки в информациях о вашем назначении в СМИ особенно отмечалось ваше родство с президентом, а в социальных сетях и того больше…
- Договаривайте, договаривайте (с улыбкой)…
- Заранее извиняюсь, если такая постановка вопроса заденет вас. Некоторые утверждали и утверждают: вы получили эту должность только благодаря тому, что являетесь зятем президента. Как происходило ваше назначение?
- Я тщательно слежу за новостями, как из официальных источников, так и из соцсетей. Поверьте, у меня нет времени развлекаться в соцсетях, но я стараюсь не пропускать ни одной информации относительно нашей деятельности. Волей неволей мне тоже приходится сталкиваться с такими высказываниями. Скажу так, они абсолютно алогичны. Как всем известно, Консульская служба РТ в РФ — один из самых тяжёлых участков во внешнеполитической деятельности МИД Таджикистана, более того, она всегда находится под пристальным вниманием СМИ. Как же так получается, если я действительно получил эту должность благодаря кумовству, почему мне не дали более «тихое» и «жирное» место?
- Тогда почему именно вы?
- А вы как думаете?
- У меня, конечно, есть своё личное мнение, но это интервью, а не аналитический материал, читатель не поймёт.
- Повторюсь, Консульская служба — один из самых трудных, если не самый трудный участок. В связи с нововведением в законодательство Российской Федерации относительно урегулирования миграционных процессов задачи, стоящие перед Консульской службой, стали ещё более трудными. Думаю, при моём назначении ключевым фактором было доверие, потом — мой опыт работы в дипломатической службе, любой желающий может ознакомиться с моим послужным списком, это общедоступная информация. Меня назначили на сложный участок, и я рад, что мне оказали такое доверие.
- А какие задачи ставили вам?
- Не буду подаваться в подробности, отмечу основную задачу. В первую очередь, это качественное и оперативное обслуживание наших сограждан, особенно наших трудовых мигрантов.
- Господин консул, раз наша беседа приняла откровенный характер, осмелюсь задать вам несколько не совсем дипломатичных вопросов. За время своей работы в Москве я видел нескольких консулов. Всех их без исключения обвиняли в сотрудничестве с некими «посредниками», которые за определённую плату оказывали услуги нашим гражданам. Вы тоже не стали исключением, вас тоже обвиняют в этом. «Посредники» существуют в консульстве или около него?
- Конечно!…
- Вы не отрицаете факт существования «посредников» в Консульской службе Посольства Таджикистана в Москве?!
- Я понял, что вы имеете в виду. Давайте всё по порядку. Вынужден вас разочаровать, среди сотрудников Консульской службы никто не работает с этими «посредниками»…
- Вы даёте 100%-ю гарантию, что среди ваших сотрудников никто не связан с «посредниками»?
- 100%-ю гарантию даёт Бог. Если вам нужно абсолютная гарантия, смотрите рекламу страховых компаний…
- Ну, а всё-таки…
- Дайте мне договорить. Вижу, вас очень интересует данный вопрос…
- Поверьте, не только меня.
- Сотрудники Консульской службы — тоже люди из плоти и крови, я не могу залезть каждому из них в голову и дать 100%-ю гарантию, что кто-то не воспользуется своим служебным положением ради того или иного материального блага. Однако я постоянно всех предупреждаю, если даже будет намёк на такое проявление, я предприму все меры в отношении этого сотрудника…
- Выгоните с работы?
- В мою компетенцию не входит назначение или ротация дипломатических кадров. Это прерогатива руководства МИД. В таких случаях нами составляются определённые бумаги и направляются в центр.
- А вам пришлось уже заниматься такой процедурой, то есть, составлять справку о нечистоплотном сотруднике?
- Без комментариев.
- Хорошо. Итак, что мы имеем? Вы говорите о непричастности своих сотрудников, но не отрицаете существования этих «посредников». Отсюда вопрос: кто они такие, и с кем они работают?
- Кто они такие? Это предприимчивые люди, которые хорошо изучили менталитет наших сограждан и на этом зарабатывают. Был случай, когда мне сказали, что в соцсетях открыто рекламируют такие услуги. Я позвонил по одному такому номеру и спросил, как он собирается мне помочь в получении таджикского загранпаспорта? Всё предельно просто, хотя он утверждал, что я буду подавать заявление и проходить процедуры как привилегированный, ничего такого не светило. Мало того, он утверждал, что является моим родственником и из своей деятельности чуть ли не сделал государственный секрет.
После этого случая мы почти у каждого, кто подаёт заявление на получение загранпаспорта, невзначай спрашиваем, сколько денег и кому он отдал. Все утверждают, что пришли сами и никаких лишних денег никому не давали.
- А как с ними бороться?
- У нас всюду расставлены камеры видеонаблюдения. Мы наблюдаем, замечаем их. Мало того, как дипломатический объект, здание консульства охраняется органами правопорядка. Они проводят рейды, задерживают их, но после установления личности иногда отпускают. Без реального физического заявителя доказать их причастность к мошенническим схемам практически невозможно.
- А не пробовали подойти к этой проблеме с другой стороны. Например, сократить время ожидания?
- Время ожидания сократили, настолько это возможно. Ребята работают на износ, почти всё время задерживаемся до поздней ночи. Мы понимаем, что сейчас пик обращения наших граждан, дальше будет легче. Мы понимаем или хотя бы стараемся понимать каждого обращавшегося. Но никто не хочет и даже не старается понимать нас. У нас ограниченный штат сотрудников, которые получают зарплату за счёт государственного бюджета. Конечно, можно просить о дополнительных штатах МИД только на несколько месяцев, но это тоже расходы бюджетных денег. Хотя в связи с паспортизацией наших граждан МИД РТ откомандировало несколько сотрудников, которые в данное время работают в дополнительных пунктах по выдаче загранпаспортов.
- Кстати, о деньгах. В каком статусе находится помещение напротив здания консульства, где сейчас проводят время наши сограждане в ожидании ответа из консульства? За чей счёт был произведён ремонт этого помещения?
- Это помещение арендуется одним частным лицом. Перепланировка и ремонт этого помещения тоже производились за его счёт…
- Это частное лицо является сотрудником Консульской службы?
- Нет, он не наш сотрудник. Он гражданин России, но таджик.
- А что он получил взамен того, что отремонтировал и предоставил помещение нашим согражданам? Просто так, из патриотических чувств. Извините, но таких сейчас днём с огнём не сыщешь.
- Здание консульства при всём желании не может вместить всех обращающихся единовременно. Естественно, нашим согражданам приходилось стоять часами на улице. В первые дни моего пребывания в Москве этот человек обратился ко мне с этим проектом. Хотя этот проект абсолютно никакого отношения не имеет к нам, он косвенно затрагивал Консульскую службу. Я ему так и сказал. В итоге наши сограждане получили бесплатное место, где наряду с комнатами ожидания есть комната матери и ребёнка, молельная комната и т.д. Этот человек теперь сдаёт места в субаренду авиакассам, фотоуслуге и другим. Видите, всё предельно просто. Ещё раз подчеркиваю, Консульская служба не имеет прямого отношения к этому помещению. Не юридически и не финансово.
- Если позволите, несколько вопросов от наших читателей.
- Пожалуйста.
- В последнее время участились случаи предъявления претензий сотрудниками ГИБДД Москвы к таджикским водительским удостоверениям. Суть в том, что в таджикских правах не указан срок окончания этого документа. Что делать в таких случаях? Какие соглашения или другие нормативные акты регулируют данный вопрос?
- Действительно, в последнее время участились обращения граждан по данному вопросу в Консульскую службу, но пока проблема остаётся открытой. В настоящее время компетентные органы двух стран работают над решением этого вопроса.
- Несколько месяцев назад около здания Консульской службы был организован или была попытка проведения митинга. Наш читатель спрашивает, почему вы тогда не вышли к ним, и не вы ли инициировали их задержание сотрудниками полиции?
-Выйти, чтобы выслушать их «мы за мир во всём мире»?
- Это всё-таки граждане Таджикистана, которые пришли потребовать …
- Я считаю, что это было провокацией. И притом провокацией, направленной лично против меня. Вы не задавались вопросом, почему они пришли именно в Консульскую службу? И почему 5-6 человек обязательно должны кричать, создавая видимость беспорядков?
- Может, хотели, чтобы те наши сограждане, которые находились там, к ним присоединились?
- Не исключено. А присоединились?
- Вы считаете, что наши мигранты аполитичны?
- Люди, которые приходят в Консульскую службу, первым делом интересуются решением своих личных вопросов, а политика в таких случаях отходит на задний план.
- Почему вы думаете, что это была провокация?
- А вы помните их требования?
- Если мне память не изменяет, требовали оказать материальную помощь нашим согражданам, пострадавшим при аварии в московском метро.
- Именно. Во-первых, материальную помощь при той аварии обещала выплатить российская сторона. Во-вторых, Консульская служба оказывала и оказывает всякую помощь при таких случаях в рамках своих полномочий. То есть, мы оперативно представляем справки или иного рода информацию при первом обращении. В третьих, мы не можем оказать материальную помощь, потому что у нас нет статьи расходов. Не предусмотрено в бюджете.
- Можно было выйти к ним и объяснить всё это.
- Вы опять про своё. Всё, что я вам сказал, слишком элементарно, чтобы они этого не знали. Потом, Посольство РТ в РФ всегда готово к диалогу с любыми нашими гражданами, невзирая на их политические взгляды.
- Хорошо. Вторая часть вопроса: полицию вызвали вы?
- Так утверждать или ставить вопрос может только тот, кто ни разу не был в Консульской службе.
- Почему?
- Потому что Консульская служба Таджикистана, равно как и другие дипломатические здания в Москве, обеспечена круглосуточным дежурством сотрудниками полиции. А зачем их вызывать, когда они постоянно около нас?
- Может, вы или один из ваших сотрудников попросили дежурного полицейского вызвать наряд?
- Нет. В обязанности дежурного сотрудника полиции входит обеспечение безопасности Консульской службы. Он обязан пресекать любые проявления незаконных действий и беспорядков. Скорее всего, он действовал строго по инструкции.
- Ещё один вопрос, но, скорее всего, это пожелание. Нельзя ли перенести Консульскую службу Таджикистана в Москве на место с большей территорией, пусть даже не в центре?
- Мы рассматривали такой вариант, но пришлось отказаться. Всем известно, как обстоят дела с полезной площадью в Москве. Тем более что, согласно международным законам, территория консульства считается территорией иностранного государство. Это очень трудный вопрос, который решается путём межправительственных переговоров и не за один день.
- Вопрос об электронном обслуживании наших граждан. Нельзя ли ввести электронное обслуживание, где наши сограждане могли бы через Интернет получить определённую информацию или хотя бы записаться на приём, оплатить консульские сборы?
- Можно, почему нет? Но будет ли продуктивной данная схема, это вопрос. Консульская служба работает с оригиналами документов и по факту присутствия самого гражданина. Другими словами, электронная схема не исключает визита к нам. А сколько человек воспользуется электронной очередью? Думаю, что немного. Если мы введём данную схему, придётся выделить сотрудника на обслуживание этой схемы, а в данный момент у нас нет даже полусвободных рук. Однако мы недавно полностью поменяли коммуникационную технику и в принципе можем запустить электронную схему обслуживания. Мы работаем в этом направлении и в ближайшее подходящее время, когда немного спадёт пик обращения граждан, запустим её в экспериментальном порядке. Тогда можно прийти к определённым выводам. Вместе с тем, это необходимость и требование современного мира. Также один из наших сотрудников ответствен за электронную почту, и на каждое обращение граждан мы отвечаем. Кроме того, все эти сообщения по электронной почте, без исключения, лично мною отслеживаются в режиме онлайн. Так, что пишите нам consul@tajembassy.ru, konsultj@mail.ru. Спасибо за вопрос.
- Только что написал мне один из наших читателей, он не смог дозвониться по телефону Консульской службы в течение получаса. Звонил непрерывно.
- Не буду оправдываться занятостью сотрудников. Я приму меры.
- Спасибо за беседу.
- Вам тоже спасибо.
СПРАВКА: Гулов Ашраф Шералиевич, родился 18.12.1981 г. Имеет два высших образования: экономическое и юридическое. Выпускник Таджикского Государственного университета.
Трудовую деятельность начал в Национальном банке Таджикистана в 2003 году, где работал на различных должностях — от экономиста третьей категории до начальника отдела мониторинга и экономической реформы.
Дипломатическую деятельность начал в 2007 году в Посольстве Республики Таджикистан в Королевстве Бельгия, в Представительстве РТ в ЕС и НАТО, где занимал должности от третьего секретаря до первого.
После завершения миссии в 2010 году был направлен в Налоговую службу, где прошёл путь от начальника Управления прямых налогов Налогового комитета при Правительстве РТ до начальника Инспекции крупных налогоплательщиков.
С мая 2014 года — руководитель Консульской службы Посольства РТ в РФ. Карьерный дипломат. В совершенстве владеет английским языком.
Женат, имеет пятерых детей.