Эта неделя началась с самой долгой ночи в году – ночи зимнего солнцестояния. Именно с 21 декабря в древности начинались широкие гуляния по случаю увеличения светового дня. Главными популяризаторами этих празднеств были персы: именно им принадлежит культ бога солнца Митры, рожденного в конце декабря, из которого вышли и традиции сегодняшних мировых религий.
ВПРОЧЕМ, это сейчас большая часть известных праздников приписывается той или иной религии, а в древние времена, еще задолго до появления сегодняшних мировых вероучений, у всех народов земли праздники были связаны только с циклами природы. Не осталось в стороне и зимнее солнцестояние — время самого короткого дня и самой долгой ночи в году, которая наступает с 21 на 22 декабря.
Зимнее солнцестояние было чрезвычайно важным событием в жизни первобытной общины, поскольку люди должны были «повлиять» на солнце, чтобы ночь стала укорачиваться, а день прибавляться. Они не были уверены в том, что хорошо подготовились к зиме в течение предыдущих девяти месяцев и что они смогут пережить эту зиму. Голод был распространённым явлением в зимний период, с января по апрель, этот отрезок года известен как голодные месяцы. В умеренном климате фестиваль середины зимы был последним праздником перед началом тяжелого зимнего периода. Большая часть скота в это время забивалась, поскольку его нечем было кормить в течение зимы, поэтому время зимнего солнцестояния было единственным периодом года, когда больше всего потреблялось свежего мяса. В это время большая часть вина и пива, сделанного в течение тёплого времени года, доходила, наконец, до готовности, и их можно было пить. Празднества проводились не только непосредственно в этот день, они начинались в полночь или на рассвете, а чаще всего накануне.
Поскольку зимнее солнцестояние является поворотом от постепенного удлинения ночи и сокращения дня к обратному направлению, оно дало повод для повсеместного возникновения концепции рождения или возрождения богов. И, пожалуй, самыми главными популяризаторами традиции гулять в конце декабря были персы.
«Настоящее утро не придет, пока не закончится ночь Ялда»
ЛЕГЕНДА такая: он был послан верховным богом на землю для того, чтобы спасти людей и выступить посредником между творцом вселенной и человеческой жизнью — «которого не может ввести в обман никто». Он неустанно боролся с темными силами и был источником добра на земле. Его спасительная поддержка должна помочь душе преодолеть переход через «мост-разлучитель», ведущий либо к небесному блаженству, либо в преисподнюю. В конце своей земной миссии ему предстояло вознестись на небо, и с этих времен он должен был даровать своим благочестивым последователям вечную жизнь.
Когда случилось его земное воплощение, к нему на поклон поспешили пастухи, наблюдавшие за чудесным рождением. И произошло это событие в самую долгую ночь в году — с 21 на 22 декабря. И да, имя этого посланника отнюдь не Иисус Христос, а Митра – бог солнца у зороастрийцев.
Канун зимнего солнцестояния — самой долгой ночи в году, после которой день начинает прибывать и происходит поворот в сторону весны, зороастрийцы отмечали широко. Этот праздник назывался «Шабе Ялда» или «Шабе Чилла» и был тесно связан с культом Митры. «Настоящее утро не придет, пока не закончится ночь Ялда», — писал в конце XII века персидский поэт Саади в своем «Бустане».
До сих пор в Иране этому празднику уделяется особое внимание, причем традиция его празднования сопровождается угощением из разнообразных фруктов, например гранатов (привет новогодним мандаринам!), сладостей (привет новогодним подаркам!), которые по отдельности символизируют достаток, счастье, здоровье, изобилие и радость. В эту ночь не возбраняется и гадать (привет русским зимним колядкам!) — например, по стихам Хафиза: участники торжества загадывают интересующий вопрос и, открыв томик с произведениями персидского поэта, в случайно выбранных строках находят ответ на него.
Кстати, персидский историк Махмуд Гардизи описывал празднование ночи Ялда так: «Зороастрийские жрецы мастерят из глины различную праздничную символику и прикрепляют ее к дверям своих жилищ». Ничего не напоминает?
Как ночь Ялда стала Рождеством?
КОГДА античный мир потрясли завоевательные походы Александра Македонского, небольшие государства, часто враждебные друг другу, волей одного человека на время были собраны в единую империю. Благодаря этому объединению различные культуры причудливо смешались между собой, и закрытые восточные культы получили широкую известность.
После победы царя Александра над Дарием III около Гавгамел в 331 году до н.э. империя персов на время была сокрушена, и персидские жрецы расселились по всей территории Малой Азии. Диадохи (бывшие военачальники великого полководца), разделившие его наследство после битвы на Ипсе спустя 30 лет, не только не препятствовали деятельности жрецов, но и всячески ее поощряли. Те же, в свою очередь, повсюду распространяли поклонение богу солнца — Митре.
По всей Европе на территории римских военных поселений возводились многочисленные святилища-митреумы (в Лондоне, например, около собора св. Павла), но наибольшее их средоточие образовалось в Германии (рельеф с 12 сценами из жизни Митры был найден в 1838 году около Ньюнхема). В одном только Риме насчитывалось около сотни храмов, самый большой из которых находится сейчас под церковью Сан-Клементе, близ Колизея.
Тогда же распространение получили и различные ритуальные обряды, которые сопровождали культ Митры, в том числе и традиция празднования его рождения.
Впрочем, судьба западного митраизма была предрешена: знаменитое сражение императора Константина с войсками Лициния около Адрианополя 3 июля 323 года фактически явилось демонстрацией противоборства сторонников митраизма и христианства. И тогда непобедимому богу был нанесен сокрушительный удар. Причем это был не столько физический разгром его почитателей, сколько огромное нравственное поражение, заронившее зерна сомнения в души преданных ему.
В 376 году митреум, находившийся на Ватиканском холме, был закрыт городским префектом, позже на его месте построили базилику св. Петра. В 380-м император Феодосий окончательно укрепил позиции христианства как государственной религии. Началось активное преследование язычников, разрушение и закрытие их храмов.
Но митраизм, подвергаясь гонениям, не мог исчезнуть бесследно и не оставить некоторых своих ритуалов христианству. Такие ритуалы и религиозные представления, как вера в Судный день, вознесение на небеса Митры, а также традиция празднования его дня рождения были приняты христианскими миссионерами в качестве официальных атрибутов.
Что касается различий между датами празднования рождества Христова, которое согласно григорианскому календарю весь западный мир празднует 25 декабря, и рождества Митры, которое выпадает на ночь Ялда, то несовпадение в несколько дней имеет несколько причин. Дело в том, что именно 25 декабря 274 года Аврелиан объявил Митру главным покровителем империи и посвятил ему храм на Марсовом поле, что, из политических соображений, впоследствии сдвинуло празднование рождения бога солнца на несколько дней. Кроме того, для визуального наблюдателя солнце задерживается в своей нижней точке на небосклоне на 5-7 дней: 2-3 дня до 21–22 декабря и 2-3 дня после. С 25 декабря солнце начинает свой путь вверх по небосклону, занимая в полдень все более высокую точку на небе, и именно этот момент становился для персов символом начала земного пути бога Митры.