Глава Агентства по борьбе с коррупцией рассказал в интервью «АП» о результатах работы антикоррупционного ведомства, о деле Муаттары Джураевой, проверках в Международном аэропорту Душанбе.
- Какова на сегодняшний день ситуация с борьбой против коррупции?
- Борьба с коррупцией является одной из первоочередных задач всех ветвей государственной власти. На сегодняшний день руководством нашей страны предпринимаются такие меры, которые могли бы адекватно противостоять этой угрозе. В настоящее время как на законодательном уровне, так и в практическом плане принимаются соответствующие меры по борьбе с этим явлением.
Согласно исследованиям Transparency International, которая занимается изучением проблем коррупции в различных странах и определяет их место по шкале коррумпированности, Таджикистан улучшает свои показатели в борьбе с этим явлением, об этом свидетельствует и позитивная оценка со стороны данной организации ситуации с борьбой с коррупцией в нашей стране за последние годы.
В частности, в нынешнем году Таджикистан улучшил на две строчки свою позицию в рейтинге «Индекс восприятия коррупции», представленном международной неправительственной организацией Transparency International. В этом году Таджикистан получил 23 балла, на один балл больше, чем в 2013 году, и занял 152-е место. В 2013 году Таджикистан находился на 154-м месте, а годом ранее — на 157-м месте.
- С чем это связано?
- Я думаю, это прежде всего связано с последовательной и эффективной политикой руководства нашей страны, а также с интенсивной и плодотворной работой нашего ведомства за последние годы, в частности в плане выявления и предотвращения коррупционных преступлений. В последние годы сотрудники нашего ведомства плодотворно сотрудничают с представителями гражданского общества, организовывают и проводят много встреч в министерствах и ведомствах, ведут повседневную разъяснительную работу среди всех слоев общества и тем самым приобретают больше навыков и опыта в плане выявления преступлений и устранения условий, способствующих коррупционным преступлениям.
- Тем не менее, согласно последнему отчету Организации экономического сотрудничества и развития Таджикистан смог выполнить только 4 из 17 данных ее экспертами рекомендаций. С чем это связано? Это слабая работа наших властей или нереальные рекомендации экспертов?
- Мы тесно сотрудничаем с ОЭСР и ежегодно представляем им отчет, как промежуточный, так и по результатам мониторингов, проведенных со стороны этой организации. Многие из представленных рекомендаций этой организации требуют кардинального изменения нашего законодательства, что не соответствует нашей правовой системе. В частности, в качестве примера можно привести рекомендацию по криминализации всех форм взяточничества, то есть и обещания дать взятку, и обещания принять ее, или же по привлечению к уголовной ответственности юридических лиц, что в целом не соответствует основам нашего уголовного законодательства и Конституции нашей страны. Кроме того, из 12 частично выполненных рекомендаций большинство были положительно оценены экспертами этой организации по результатам Промежуточного отчета в сентябре 2014 года. Хотелось бы отметить, что некоторые рекомендации носят спорный характер, так как их реализация имеет место как на практике, так и в законодательстве нашей страны. В связи с этим приходится отстаивать свою позицию на ежегодном слушании Отчета в штаб-квартире ОЭСР в Париже и представлении соответствующих доказательных материалов.
- Что-то конкретно изменилось в этом году по сравнению с предыдущими годами? Например, стало больше раскрываться фактов совершения преступлений или чиновники стали меньше брать взяток?
- Агентством по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией РТ за 11 месяцев 2014 года выявлено 1384 коррупционных преступления, что на 184 преступления больше, чем за 11 месяцев прошлого года. Из них 403 преступления являются тяжкими. В этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло выявление таких преступлений, как взяточничество, мошенничество, злостное уклонение от уплаты налогов.
- Насколько соблюдаются требования одной из самых резонансных статей Закона «О противодействие коррупции» — статьи 9, где говорится, что должностное лицо не имеет права брать в свое подчинение граждан, имеющих с ним родственные связи? Сколько лиц было привлечено в этом году к ответственности именно по данной статье закона?
- Во исполнение статьи 9 Закона Республики Таджикистан «О борьбе с коррупцией» со стороны сотрудников Агентства выполнена определённая работа. В частности, за 11 месяцев 2014 года нами было выявлено 29 случаев совместной службы близких родственников, что противоречит требованиям данной статьи. По всем выявленным фактам нами были направлены представления об устранении правонарушений. Во всех случаях указанные лица были уволены с занимаемых должностей.
- Проводятся ли вами проверки нарушения данного закона по материалам, опубликованным в СМИ? Например, недавно на сайте газеты «Фараж» был опубликован целый список фамилий сотрудников Международного аэропорта Душанбе, которые являются родственниками двух руководителей МАД. Проверяли ли вы эти данные? Если да, то было бы интересно знать результаты. Если нет, то почему не проверялись эти данные?
- Ранее, в 2013 году, как по отдельным заявлениям граждан нашей страны, так и по обращению иностранных граждан была проведена проверка инцидентов, имевших место в международном аэропорту. За время проверки были выявлены некоторые факты несоответствия занимаемой должности отдельных работников аэропорта согласно квалификационным требованиям. По результатам данной проверки не было выявлено ни одного факта, касающегося родственных отношений, когда родственники находятся в непосредственном подчинении друг у друга.
- Проверяются ли вашим ведомством договоры, которые заключаются государственными компаниями по поставкам того или иного оборудования? В частности, это касается поставки оборудования для нового терминала Международного аэропорта Душанбе, а точнее договора о финансовом лизинге между ОАО «Международный аэропорт Душанбе» и ООО «ЮТейр-Лизинг».
- В настоящее время в соответствии с планом работы Агентством по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Международный аэропорт Душанбе» и реализации проекта «Строительство международного терминала в городе Душанбе». После завершения проверочных мероприятий будет предоставлена подробная информация по интересующим вас вопросам.
- Какие крупные дела, связанные с коррупционными сделками, были раскрыты в этом году? Подробнее о самих фактах.
- Сотрудниками Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией РТ за 11 месяцев 2014 выявлено большое количество громких преступлений, совершённых должностными лицами разных уровней и в отношении них возбуждены уголовные дела. В частности, это уголовные дела в отношении сотрудников Управления МВД по городу Душанбе Н.Рузиева, А.Халилова и М.Хикматова — по ст. 247, ч.4 п. «б» УК Республики Таджикистан, в отношении бывшего министра промышленности РТ Зайда Саидова — по ст. 314, ч.2; 245, ч.2, п. «б»; 262, ч.3, п. «б»; 292, ч.2, п. «б»; 340, ч.2, п. «б» УК Республики Таджикистан, в отношении Муаттары Джураевой — по ст. 247, ч.4, п. «б» УК Республики Таджикистан, в отношении председателя Земельного комитета города Нурека А.Гулова — по ст. 319, ч.4, п. «в» УК РТ, в отношении судьи Высшего экономического суда РТ Ч.Исроилова — по ст. 319, ч.3 УК РТ, в отношении судьи города Вахдат М.Одинаева — по ст. 319, ч.1 УК РТ, в отношении председателя Душанбинского экономического суда З.Шарифзода — по ст. 319, ч.3 УК РТ и т.д. С подробной информацией о самих фактах совершенных указанными лицами преступлений вы можете ознакомиться на нашем сайте www.anticorruption.tj.
- Как обстоит дело с установлением местонахождение Низомхона Джураева? Насколько нам известно, в отношении него уголовное дело не закрыто.
- Низмхон Джураев официально объявлен в международный розыск, пока его местонахождение неизвестно. Уголовное дело в отношении него в настоящее время находится в Верховном суде Республики Таджикистан.
- По нашим данным, часть эпизодов, по которым обвиняется Муаттара Джураева, не подтвердилась. В чём конкретно её подозревают? Ваше ведомство сообщило, что она может быть амнистирована в случае, если возместит ущерб пострадавшим. Какой объём должна возместить? И как это может сделать человек, который находится под стражей?
- В отношении М. Джураевой 26 августа 2014 года возбуждено уголовное дело по ст. 247, ч.4, п. «б» (Мошенничество) УК РТ. В ходе предварительного следствия в отношении неё ещё по 17 эпизодам были возбуждены уголовные дела. Ущерб, нанесённый гражданам, по всем эпизодам составляет около 170 тыс. долларов США, из которых никакая сумма не возмещена. Кроме того, в течение приблизительно 3 месяцев, когда М.Джураева была на свободе, она не возместила ущерб и без уважительных причин не являлась к следователю. В связи с этим 13 ноября 2014 года в отношении нее была избрана мера пресечения — заключение под стражу. То есть она имела возможность возместить ущерб, но по неопределённым причинам не сделала этого.
- Почему в отношении Шухрата Кудратова не рассматривалась возможность амнистии?
- Уголовное дело в отношении Ш. Кудратова находится на рассмотрении суда и применение амнистии в отношении него в компетенции судебных органов. Но могу сказать, что Ш.Кудратов обвиняется по ст. 320, ч.2 (Дача взятки) УК РТ, что является тяжким преступлением, и под действие Закона Республики Таджикистан «Об амнистии» она не подпадает.
- Какова средняя заработная плата ваших сотрудников, имеют ли они какие-нибудь льготы или дополнительные доходы? Судя по сообщениям в СМИ, многие из них ездят на дорогих иномарках и имеют дорогие мобильные телефоны. Зарплата это позволяет?
- Заработная плата наших сотрудников выплачивается в рамках установленной для сотрудников правоохранительных органов заработной платы, и она определяется с учетом стажа работы и специального звания каждого сотрудника.
Согласно законодательству РТ государственному служащему запрещено заниматься какой-либо предпринимательской или другой деятельностью, кроме как творческой работой. Сотрудники Агентства не имеют никаких льгот или дополнительных доходов. Действительно, как и в каждой государственной структуре имеются сотрудники, перемещающиеся на дорогих иномарках или имеющие дорогие мобильные телефоны, но это не означает, что они используют свои полномочия в целях обогащения.
- Согласно сообщениям пресс-службы вашего ведомства, Зайду Саидову были предъявлены новые обвинения и он до сих пор находится в следственном изоляторе. На какой стадии расследования находится новое уголовное дело в его отношении? Это последнее уголовное дело в отношении Зайда Саидова или вы продолжаете еще изучать деятельность этого человека?
- Расследование уголовного дела в отношении З. Саидова в целом завершено, и в данное время он знакомится с материалами уголовного дела. По некоторым фактам его деятельности проверки продолжаются, в короткие сроки по этим эпизодам будут приняты законные решения.