Президент Владимир Путин второй раз напрямую обратился к Донбассу. Он призвал ополченцев открыть для оказавшихся в окружении украинских военных гуманитарный коридор.
Ополченцы услышали его, но выставили свои условия. Именно поэтому предложение Путина неосуществимо и в действительности предваряет второй «гуманитарный конвой», который отправится на Украину без особых согласований и разрешений, считают эксперты.
Новороссия — есть или нет
Путин обратился к ополченцам Донбасса с призывом открыть гуманитарный коридор для украинских военнослужащих, оказавшихся в окружении. Власти Украины он призвал «немедленно прекратить боевые действия, остановить огонь» и провести переговоры с ополченцами. Об этом в ночь на пятницу сообщила пресс-служба Кремля.
«Я призываю силы ополчения открыть гуманитарный коридор для украинских военнослужащих, оказавшихся в окружении, для того чтобы избежать бессмысленных жертв, предоставить им возможность беспрепятственно выйти из района боевых действий, воссоединиться со своими семьями, вернуть их матерям, женам и детям, срочно оказать медицинскую помощь раненым в результате военной операции», — заявил Путин в обращении к «ополчению Новороссии».
В ночном обращении президента слово «Новороссия» не употребляется, оно фигурирует лишь в заголовке новости на сайте Кремля. Ополченцев президент в обращении назвал «представителями Донбасса».
Призыв к ополченцам Путин предварил замечанием, что «ополчение достигло серьезных успехов в пресечении силовой операции Киева». Президент снова обвинил Киев в проведении антитеррористической операции, «представляющей смертельную опасность для населения Донбасса и уже приведшей к огромным жертвам среди мирных жителей».
В то же время он отделил рядовых украинских военнослужащих от их командования, сказав, что «большое количество украинских военнослужащих, участвующих в военной операции не по своей воле, а выполняя приказ, попало в окружение».
Быстро прислушались
Ранним утром ополченцы отреагировали на призыв Путина — в эфире телеканала «Россия 24» сделал заявление премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко.
«При всем уважении к Владимиру Владимировичу Путину, президенту той страны, которая, в первую очередь, нам морально помогает, мы готовы предоставить украинским частям, окруженным в этих котлах, гуманитарные коридоры», — сказал он. При этом Захарченко поставил условие для Национальной гвардии Украины: сдать тяжелое вооружение и боеприпасы, чтобы в будущем они не могли быть использованы против ополченцев.
26 августа, когда Захарченко предложил украинским военнослужащим, попавшим в окружение, сложить оружие и передать его в распоряжение ополченцев в обмен на жизнь и свободу, он заявил, что в окружение попали несколько военных соединений: «28-я, 30-я, 93-я механизированные бригады, 95-я аэромобильная бригада, батальоны территориальной обороны «Айдар», «Донбасс», «Шахтерск», батальоны Национальной гвардии «Азов» и «Днепр» и другие части».
После отказа Совбеза ООН
В какой-то мере обращение Путина повторило заблокированное накануне в Совете Безопасности ООН заявление России с призывом к «немедленному и безусловному прекращению огня», предоставлению гуманитарной помощи населению Донбасса и решению кризиса дипломатическим путем.
На экстренном заседании Совбеза, созванном Литвой после просьбы президента Украины Петра Порошенко и прошедшем поздно вечером в четверг, не приняли каких-либо решений. Представитель Украины в Совбезе назвал количество российской военной техники, сосредоточенной на границе, и сообщил, что «ситуация драматически изменилась». Представитель США Саманта Пауэр заявила, что Россия «манипулирует и прямо лжет о своей роли в украинском конфликте».
Второе обращение
Ночное выступление Путина стало его вторым прямым обращением непосредственно к Донбассу. Первый раз президент обратился к желавшим отделиться жителям юго-востока Украины в начале мая с предложением перенести референдумы о независимости Донецкой и Луганской областей.
Тот факт, что ДНР выставила условия для гуманитарного коридора, предложенного Путиным, должен продемонстрировать, что Россия не влияет на ополченцев, а они действуют самостоятельно, считает политолог Алексей Арбатов. С ним согласен политолог Алексей Макаркин: по его словам, к первому призыву Путина в мае Донбасс тоже не прислушался.
Однако это лишь внешний эффект обращений Путина, утверждают эксперты. На самом деле, говорит Арбатов, учитывая неприемлемое условие для украинских властей, призыв Путина сделан в преддверии второго гуманитарного конвоя.
«Захарченко выставил Украине условия капитуляции, которые, естественно, выполнены не будут. Поэтому, скорее всего, просто отправится второй гуманитарный конвой, и пройдет он по территории, контролируемой ополченцами, без всяких разрешений и процедур», — уверен он.
Условие Захарченко неприемлемо для Украины, поэтому одним из вариантов развития событий может стать сдача оружия отдельными частями военнослужащих, говорит Макаркин. По его мнению, обращение Путина рассчитано на внутреннюю российскую аудиторию.
«Россиянам нужно объяснить, зачем Россия хочет спасать Украину. Пропаганда называет украинских военных карателями, а зачем спасать карателей? Путин объясняет публике, что Россия спасает не карателей, а тех, кто действует не по своей воле, а выполняет приказ», — заключает эксперт.
Фарида Рустамова
Азовский фронт: ополченцы теснят украинскую армию
Назад
Далее