Минкультуры решило искать экстремизм в интернете

Министерство культуры намерено стать одним из исполнителей закона о внесудебной блокировке экстремистских интернет-ресурсов. Проект правительственного постановления, позволяющего министерству выступать организатором экспертиз материалов с призывами к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных акциях, опубликован в среду на портале для обнародования проектов нормативных актов.

Новое полномочие Минкультуры предложено предусмотреть в положении о министерстве — сейчас у него такого нет. Уведомление о подготовке проекта на странице документа отсутствует, пояснительная записка с описанием мотивов авторов документа не опубликована. Министерство культуры на запрос РБК в течение дня в среду не ответило.

Вступившие в силу в феврале поправки к закону о защите информации предусматривают внесудебную блокировку ресурсов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных акциях. Полномочия блокировать ресурсы с запрещенной информацией даны Роскомнадзору, правом требовать блокировки наделена Генеральная прокуратура.

5 июня генпрокурор Юрий Чайка утвердил временную инструкцию о порядке рассмотрения уведомлений о распространении запрещенной информации в интернете — документ не предусматривает участия в процессе каких-либо иных органов, кроме прокуратуры и Роскомнадзора [находится в ведении министерства связи и массовых коммуникаций]. В инструкции говорится и об экспертизе информации на предмет наличия призывов к осуществлению экстремистской деятельности — она проводится при отсутствии достаточных оснований для ее процессуальной проверки. Но организовать экспертное исследование должен следственный орган, следует из документа.

В Генеральной прокуратуре, куда РБК направил запрос, оперативного комментария предоставить не смогли. Представитель Роскомнадзора сообщил, что в ведомстве ничего не знают о планах Минкультуры.

Первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко («Справедливая Россия») считает, что это не инициатива Минкультуры, а решение правительства — наделить министерство такими полномочиями. По мнению депутата, это логичный шаг, так как призывы — это тексты, которые требуют «лингвистической и культурологической оценки».

Светлана Бочарова, Мария Макутина