Сам себе оператор: «французский Стив Джобс» развивает интернет без Wi-Fi

Владелец французского концерна Iliad Ксавье Ньель

Владелец французского телекоммуникационного концерна Iliad Ксавье Ньель интересуется не только крупными компаниями, такими как T-Mobile USA, за которую он предложил $15 млрд. Как сообщает Forbes, он инвестировал в американский стартап Open Garden, предлагающий технологию мобильного Интернета без подключения к сети оператора и без использования Wi-Fi.

У истоков французского интернета

Ксавье Ньель родился в 1967 году в рабочем пригороде Парижа: его мать была бухгалтером, отец — этаким «вечным студентом», изучавшим в течение 15 лет самые разные науки — от юриспруденции до медицины. Когда ему было 14 лет, отец подарил ему то, что перевернуло всю его жизнь, — компьютер. «Это было нечто волшебное: что-то, что делало все, что я захочу. И, думается мне, все дело было в любви моего папы к компьютерам и электронике», — рассказал он The Financial Times.

Годом позже, в 1982 году, во Франции появился местный аналог сети Интернет — Minitel. На тот момент его возможности были далеки от того, что предлагает современная Всемирная паутина, но все же это был прорыв: Minitel позволял переписываться, бронировать билеты, узнавать котировки акций, пользоваться телефонным справочником. Неудивительно, что увлеченный телеком-технологиями Ньель понял, какие шансы открыты перед ним. Он передумал поступать в университет и стал продавать ПО для Minitel, а также создал эротический чат, пользовавшийся успехом в течение нескольких лет.

В 1993 году он вышел из эротического онлайн-бизнеса и основал первый интернет-провайдер во Франции, Worldnet (за три года до появления нынешнего лидера — France Telecom). По его воспоминаниям, в то время мало кто представлял, какова будет в дальнейшем роль Интернета. Тем не менее на этом проекте Ньелю удалось неплохо заработать: он продал Worldnet в самый разгар бума доткомов (2000 год) более чем за $50 млн.

Борьба за T-Mobile

В 1991 году Ньель основал телеком-компанию Iliad, которую ему удалось постепенно превратить в многомиллиардный бизнес. Чтобы реализовать свою мечту — сделать Интернет доступным, он в подразделении с говорящим названием Free стал предлагать бесплатный доступ в Сеть. В начале 2000-х пакет Freebox, предложенный Free, позволял пользователям за €30 в месяц пользоваться Интернетом, ТВ и телефоном. Для сравнения: аналогичное подключение конкуренты продавали в полтора раза дороже.

Сейчас число пользователей стационарных и мобильных сетей компании превышает 14 млн человек, консолидированная квартальная выручка компании впервые превысила €1 млрд (данные за первый квартал 2014 года). Состояние самого Ньеля, являющегося мажоритарным акционером Iliad (ему принадлежат более 60% акций), оценивается в $7,7 млрд.

В конце июля Iliad неожиданно заявила о намерении приобрести 57% акций сотового оператора T-Mobile USA за $15 млрд, воспользовавшись тем, что главный претендент на него — Sprint — предложения так и не сделал. T-Mobile USA назвала предложение французов «совершенно не соответствующим» с учетом перспектив роста. Впрочем, как сообщило Reuters со ссылкой на анонимные источники, французская компания ведет переговоры с инвесторами о возможном увеличении предложения (сейчас Iliad предлагает $33 за акцию, а Sprint — около $40).

Интернет из воздуха

Ньеля интересуют отнюдь не только известные компании. В 2010 году бизнесмен основал фонд Kima Ventures, спонсирующий ежегодно десятки различных стартапов по всему миру. А недавно, как сообщает Forbes, Ньель вложился в стартап Open Garden (сумма инвестиций не раскрывается). Самое интересное и необычное, что предлагает этот стартап из Лос-Анджелеса, — мобильное приложение FireChat, позволяющее пользователям общаться друг с другом в чате без подключения к Сети или Wi-Fi. Фактически оно делает ненужным ряд тех услуг, которые предлагают операторы, в том числе и T-Mobile. Это еще один шаг к «интернет-социализму», пропагандируемому Ньелем: Интернет для всех бесплатно (или почти бесплатно).

У мобильных операторов, однако, и без FireChat есть повод недолюбливать владельца Iliad. В 2012 году его компания, выпустив Free Mobile со сверхдешевыми тарифами, навязала ценовую войну ведущим конкурентам — Orange, Vivendi и Bouygues. В результате соперники потеряли часть рынка и были вынуждены сократить часть персонала. Ньель, однако, считает свою политику вполне честной. «Наши конкуренты платили большие дивиденды, они немного уменьшились. Они были очень богатыми, стали чуть-чуть беднее. Мне их очень жаль, я буду плакать», — ерничает он в интервью журналу JDD.

Стив Джобс из пип-шоу

Репутация Ньеля пострадала не только из-за ценовых войн. Заметно подмочил ее и бизнес, связанный с интимными услугами: после закрытия эротического чата бизнесмен инвестировал в секс-шопы. В 2004 году его даже подозревали в сутенерской деятельности. Обвинение было с него снято, но он все же попал в тюрьму на месяц за сокрытие доходов и заплатил крупный штраф.

Это неприглядное прошлое, казалось, уже забытое всеми, всплыло, когда в 2010 году Ньель в составе группы инвесторов приобрел контрольный пакет акций газеты Le Monde, оказавшейся в бедственном положении. Как пишет Forbes, в частных разговорах с менеджментом Le Monde президент Франции Николя Саркози назвал Ньеля «тем парнем с пип-шоу». Впрочем, Ньель назвал такую характеристику «комплиментом в устах Саркози».

Телеком-миллиардер относится к своей репутации с юмором и самоиронией. «Мы спасли Le Monde! [Le Monde по-французски означает «мир»] Я обожаю эту фразу!» — пошутил он в беседе с корреспондентом The Financial Times.

С большой долей иронии Ньель относится и к сравнениям его со Стивом Джобсом. «Он делал очень дорогие продукты. Я делаю очень дешевые… И у меня белая рубашка. Он носил черное» (цитата по Forbes). Француз всячески подчеркивает, что является самым обычным человеком: «Я — маленький французский предприниматель… Когда-то я сказал, что Стив Джобс — это американский Ксавье Ньель, но это была шутка» (цитата по The Financial Times). Он рассказывает, что его друзья — обычные люди, с которыми он занимается спелеологией, а сам он не стремится к обладанию дорогими машинами, яхтами или дворцами, может поесть как в дорогом ресторане, так и в McDonald’s.

Татьяна Глазкова

Миллион на почте: как мессенджеры зарабатывают на интернет-пользователях
Назад

Далее