В Минске 26 августа впервые прошли двусторонние переговоры между президентом России Владимиром Путиным и президентом Украины Петром Порошенко. По словам украинского лидера, они были «сложными и тяжелыми». Путин же заявил, что «предметно» конфликт на Украине они не обсуждали. Встреча продолжалась около двух часов, и по итогам лидеры обоих государств рассказали о ее содержании.
Первым о содержании разговора во время встречи рассказал президент Украины Петр Порошенко. Он заявил, что в ближайшее время он подготовит «дорожную карту» для заключения перемирия на востоке Украины. «Для скорейшего достижения режима прекращения огня будет подготовлена дорожная карта. Режим прекращения огня обязательно будет носить двусторонний характер», – передает его заявления агентство Reuters. В официальном «твиттере» украинского президента подчеркивается, что «мирная стратегия была поддержана всеми без исключения лидерами – участниками встречи в Минске».
«Была достигнута договоренность начать консультации между российскими и украинскими пограничниками», – заявил журналистам Порошенко. Это необходимо для установления контроля на границу Украины и России, добавил президент Украины. Также стороны достигли договоренностей обеспечить свободу для «незаконно задержанных граждан», говорится в официальном сообщении. О ком в данном случае идет речь, в сообщении не уточнялось.
В целом, по словам президента Украины Петра Порошенко, переговоры в Минске в целом были «сложными и тяжелыми».
Через полчаса о результатах двусторонних переговоров рассказал и президент России Владимир Путин. Во время встречи с Порошенко он заявил, что «предметно» условия прекращения огня на Украине не обсуждал. Путин еще раз подчеркнул официальную российскую позицию о том, что Россия не является стороной конфликта. «Мы не можем говорить между Киевом и Луганском. Это не наше дело. Мы можем только способствовать, чтобы создать обстановку доверия. Мы об этом говорили. О том, что Россия может сделать для того, чтобы обеспечить этот процесс», – заявил Путин. Президент добавил, что Россия подобных условий «не выдвигала, и не может выдвигать».
С Порошенко он обсуждал и возобновление переговоров контактной группы между украинскими властями и ополченцами. «В этой связи достигнута договоренность о том, что контактная группа должна как можно быстрее возобновить свою работу», – добавил Путин. «Этот процесс нужно начать как можно быстрее», – заверил президент России, добавив, что Россия будет делать все для этого.
Также Путин заявил, что он с украинским президентом договорился о оказании гуманитарной помощи жителям востока Украины. «Мы высказывали озабоченности по поводу гуманитарной составляющей. Мы говорили о возможности и необходимости оказания гуманитарной помощи Донецку и Луганску, мы договорились о том, как будем взаимодействовать в этом поле», – заявил Путин, не став раскрывать подробностей.
Журналисты также спросили Путина об инциденте с десантникам. «Я еще не получал доклад от Министерства обороны. Насколько мне известно, они патрулировали границу и могли оказаться на украинской территории», – сказал Путин. Он напомнил, что уже случались инциденты, когда на российской территории оказывались украинские военные. «Проблем никогда не возникало, надеюсь, что и в данном случае проблем с украинской стороной тоже не будет», – выразил надежду президент России.
Другим ключевым результатом стали договоренности возобновить диалог по газовому вопросу. «Нужно возобновить диалог по энергетике, по газовой проблематике, договорились о том, что эти консультации возобновим», – добавил он. В целом переговоры с Порошенко он оценил как «позитивные». При этом, не со всеми аргументами России во время переговоров другие стороны соглашались, подчеркнул Путин. «Но во всяком случае мы услышали и договорились о том, что интенсифицируем обмен мнениями, постараемся найти хоть какие-то решения», – добавил он.
Экономика вместо мира
Путин и Порошенко также 26 августа на протяжении всего дня участвовали в трехстороннем саммите «Украина-ЕС-Таможенный союз». При этом, на этой встрече президент России Владимир Путин предпочел в большей степени говорить об экономике, а не о политике. При этом призыв президента Украины Петра Порошенко рассмотреть его мирный план остался без ответа. Путин демонстрирует, что не считает Порошенко равноправным партнером для обсуждения вопросов войны и мира — это предмет для переговоров Москвы и Вашингтона, считает эксперт.
Так, во время своей речи Путин в основном остановился на вопросах сотрудничества между ЕС, Украиной и Таможенным союзом. Он отметил, что Россия всегда уважала суверенный выбор любого народа «в организации собственной политической жизни, в организации союзов, и военных, и экономических союзов». Президент России при этом выразил надежду, что «это будет происходить не в ущерб другим участникам международного общения и не за наш счет». Возможные потери России от свободной торговли Украины и ЕС для России он оценил в 100 млрд рублей. Менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с самого украинского рынка прежде всего в Россию и в другие страны Таможенного союза, назвал одну из угроз Путин. «Россия в этой ситуации, конечно же, бездействовать не может», — сказал Путин. О тех же опасениях он говорил после первой встречи с Порошенко в июне в Нормандии.
При этом о войне в Донбассе Путин заявил лишь то, что ситуацию нельзя разрешить военным путем и «дальнейшей эскалацией силового сценария без учета насущных интересов юго-восточных регионов страны и без мирного диалога с их представителями».
Президент Украины, наоборот, в своем выступлении в основном говорил о политическом урегулировании кризиса на востоке Украны. По его словам, «сегодня в Минске, безусловно, решается судьба мира и судьба Европы». Он предложил собравшимся поддержать его мирный план, который предусматривает экономическое восстановление Донбасса. Для начала стабилизации, по словам Порошенко, нужен эффективный контроль на российско-украинской границе, освобождение заложников. Порошенко заявил, что готов обсуждать различные варианты, которые обеспечат такую стратегию выхода, которая позволит участникам кризиса «сохранить лицо». Угрозы Таможенному союзу от соглашения с ЕС он не видит, оно совместимо со свободной торговлей Таможенного союза.
О политическом урегулировании на Украине говорили и верховный представитель Европейского союза по внешней политике Кэтрин Эштон, и президенты Белоруссии и Казахстана Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. Лукашенко предложил участникам по окончании встречи подготовить итоговый документ. Но он признал, что «колоссального прорыва» ждать не стоит.
После этого стороны перешли к заседанию в закрытом режиме. По его итогам первым выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Переговоры были непростыми, позиции сторон отличаются, иногда кардинально. Нам всем хотелось прорыва, начала политического диалога, но уже сам факт встречи — несомненный успех», – передавало его заявления агентство Reuters. Президент Белоруссии рассказал, что участники встречи в Минске сошлись в том, что на востоке Украины необходимо освободить всех заложников, передает РИА Новости. Лукашенко также заявил, что завтра, в среду, в Минске может пройти еще одна встреча – в формате «Украина – Россия – ОБСЕ». По словам президента Белоруссии, все участники встречи согласились с его предложением сделать Минск регулярной площадкой для контактной группы по Украине.
Вскоре о саммите рассказал и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. По его словам, Путин и Порошенко во время саммита обсуждали вопросы соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Он оценил дискуссию как «высокопрофессиональную», говорится в сообщении, опубликованном на сайте президента Украины. Климкин надеется, что стороны смогут найти решение по конфликту на Украине. «Это мир, деэскалация, но это решение, ценой которого не является компромиссы. Непременным условием является единая демократическая европейская Украина. А все остальные вопросы могут обсуждаться», – заявил он.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Тимофей Бордачев призывает «вспомнить, с чего все начиналось»: «Год назад Москва предупреждала своих европейских партнеров и Киев, что они поступают безответственно, игнорируя российскую обеспокоенность экономическим сближением ЕС и Украины». В Минске Путин повторил аргументы, выдвинутые российской стороной. Военно-политическая ситуация в Донбассе, уверен Бордачев, не обсуждалась в отсутствие представителей США. «Порошенко — не тот партнер, с которым нужно обсуждать вопросы мира», — говорит эксперт. Но в настоящее время администрация Барака Обамы не готова к прямым российско-американским переговорам по будущему Украины.
Урегулировать спорные вопросы в торговле возможно, говорит профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский: Россия в подобной ситуации уже договаривалась со странами Восточной Европы, которые в 2004 году вступали в ЕС и подписывали с союзом такие же соглашения о зоне свободной торговли, тогда были проведены переговоры и решены абсолютно все вопросы. Решение потребует большой технической работы, замечает Портанский: Украина является членом зоны свободной торговли СНГ, в которой действует 400 соглашений, 40 из них для Украины являются критическими. Цифру в 100 млрд рублей возможного ущерба эксперт считает завышенной, а проблема низкокачественного украинского импорта в Россию, по его словам, может быть решена таможенными процедурами.
Григорий Набережнов, Полина Химшиашвили, Александр Артемьев