Россияне стали реже покупать билеты на самолет, и падение спроса напоминает ситуацию 2009 года, заявил генеральный директор компании «Аэрофлот — российские авиалинии» Виталий Савельев. По его словам, спрос начал снижаться около двух месяцев назад, сообщает Интерфакс.
«Пассажир перестал покупать билеты с глубиной от трех месяцев до полугода. Все это, естественно, на нас давит. Люди не понимают до конца развития ситуации с точки зрения политики, экономики и, прежде всего, начинают ограничивать себя в некоторых формах роскоши, например, в путешествиях», — пояснил Савельев.
Глава «Аэрофлота» подчеркнул: если снижение спроса будет зафиксировано по итогам января – сентября 2014 года, компания может перенести сроки закупки новых самолетов на более поздний срок.
В то же время Савельев отметил, что за финансовой поддержкой к государству компания не обращалась и цены на билеты, в том числе и из-за необходимости облетать воздушное пространство Украины, повышать пока не планирует.
«Аэрофлот» теряет, по нашим подсчетам, более $20 млн в год. И пока мы не перекладываем на пассажира эти деньги. Мы не просим у государства», — сообщил глава «Аэрофлота», комментируя потери компании из-за ограничений на транзитные полеты через воздушное пространство Украины.
В первом полугодии 2014 года самолетами «Аэрофлота» было перевезено 10,96 млн пассажиров, что на 14,9% превышает показатели января–июня 2013 года. На внутренних перевозках пассажиропоток вырос на 30,1% (с 3,875 млн до 5,04 млн человек), на международных рейсах — на 4,5% (5,665 млн до 5,918 млн человек). В июне число пассажиров, перевезенных международными рейсами «Аэрофлота», сократилось (в годовом исчислении) на 1,2%, или 12,8 тыс. человек.
В компании объяснили это сокращением провозных емкостей на направлениях массового отдыха (Ларнака, Ираклион) вследствие отказа от перевозок по блок-чартерным договорам и за счет вывода из эксплуатации воздушных судов Ил-96.
«Регулярные рейсы на данных направлениях выполняются более эффективными воздушными судами меньшей вместимости (А-320). Также на динамику показателя оказало влияние сокращение частоты полетов по направлениям Киев и Одесса и отмена рейсов в Донецк и Харьков, а также изменение учета объемов перевозок по направлению Симферополь из международных перевозок во внутренние», — отмечается в сообщении «Аэрофлота».
За первые шесть месяцев 2014 года процент занятости пассажирских кресел в самолетах «Аэрофлота» снизился до 76,5% — на 0,6 процентного пункта меньше, чем в первой половине 2013 года.
Бизнес-план «Аэрофлота» предусматривает рост перевозок до 15% в год, в то время как в этом году он может сократиться до 8-9%.
Ранее крупные российские авиакомпании обратились в Росавиацию с просьбой о государственной поддержке отрасли по образцу кризисного 2009 года. Причиной ухудшения положения авиакомпаний стал резкий рост цен на авиакеросин. По сведениям Росавиации, в июне–августе в 30 российских аэропортах цены на 1 т керосина выросли на 6%–7%, в абсолютных величинах — от 1000 до 4000 руб.
«Произошедшее летом внезапное повышение тарифов на авиационный керосин не было предусмотрено в программе деятельности авиакомпаний. Очевидно, что в ближайшей перспективе повышение стоимости топлива ляжет финансовым бременем на основных потребителей услуг отечественной гражданской авиации — пассажиров», — предупреждают в Росавиации.
Высокие цены на топливо также приведут к потере конкурентоспособности российских компаний по сравнению с зарубежными конкурентами и снизят показатели роста перевозок на региональных маршрутах.
Савельев сегодня заявил, что в «Аэрофлоте» не видят причин говорить о росте цен на керосин, сообщает агентство ПРАЙМ.
«Мы крупнейшие потребители керосина: мы потребляем 2,5 млн тонн в год, из которых 1,5 млн тонн в Шереметьево, и по 500 тысяч тонн за рубежом и в российских регионах. Хочу подчеркнуть, что у «Аэрофлота» формульное ценообразование по керосину. Оно привязано к курсу доллара и к биржевой цене на керосин. Такое ценообразование на 75% наших объемов. И мы не видим для себя никаких сложностей», — пояснил Савельев.
Евгений Калюков