Вторжение, которое нужно всем: чем грозит России отправка конвоя в Луганск

Официальный Киев объявил переход границы российским гуманитарным конвоем вторжением на свою территорию, и хотя украинские власти пообещали отказаться от применения силы, собеседники РБК в обеих столицах ждут провокаций с обеих сторон. Москва преследует цель ослабить давление на повстанцев, терпящих военное поражение, а Киев стремится доказать прямую вовлеченность России в конфликт на своей территории, говорят эксперты.

Украинские силовые ведомства и дипломаты объявили вторжением переход колонной российских грузовиков с гуманитарным грузом границы между двумя государствами. «Прямым вторжением», совершенным «под циничным прикрытием Красного Креста», назвал пересечение в пятницу 170 российскими автофурами украинской границы руководитель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко журналистам на брифинге в украинской столице. МИД Украины высказался дипломатичнее, назвав российский демарш «очередным вопиющим нарушением ключевых принципов международного права». Президент Петр Порошенко, в свою очередь, предложил России вернуть ситуацию с ее гуманитарным грузом в рамки международного правового поля.

Козырь в игре

Для России отправка гуманитарных грузов на Донбасс — не только операция по обеспечению терпящих бедствие продовольствием и медикаментами, но и важный политический козырь в отношениях с Киевом, говорят эксперты РБК, даже близкие к Кремлю собеседники. Москва преследует главную цель — ослабить военное давление на повстанцев, поэтому МИД РФ так настойчиво требовал объявить перемирие при проходе гуманитарной колонны к Луганску, говорит РБК украинский военный эксперт Алексей Арестович. Он считает, что такое решение было принято в силу того, что повстанцы самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик терпят военное поражение. «Перерезав коммуникации, мы бы за две-три недели победили бы так называемую Новороссию», — уверен эксперт. На то, что вопреки последним успехам ополчения, его стратегическое поражение неизбежно, указывал накануне в беседе с РБК и российский военный эксперт, полковник в отставке Виктор Мураховский.

«Мы все делаем для того, чтобы дать передышку ополчению, которому приходится воевать с регулярной армией», — соглашается зампред комитета Госдумы по обороне, ветеран Афганской войны Франц Клинцевич. Но в отличие от Арестовича, который считает отправку колонны российской провокацией, депутат уверен, что главной задачей, поставленной перед конвоем, все же остается гуманитарная миссия.

Политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов отказывается считать прохождение колонны вторжением или провокацией — российская и украинская стороны согласовывали условия пересечения ею границы, хотя украинские ограничения несли «довольно унизительный характер», а пятница называлась датой отправки грузов.

Клинцевич уверен, что российское руководство приняло решение об отправки миссии, опасаясь, что перед украинскими силовиками поставлена задача «зачистить местность» к празднованию Дня независимости Украины 24 августа. Но собеседники РБК называют и другую дату — 26 августа в Минске должна пройти встреча лидеров России, Украины, Белоруссии и Казахстана, а также представителей Евросоюза. Для улучшения переговорных позиций Кремлю потребовалась провокация, считает Арестович, называя таковой отправку гуманитарных грузов. «Каждая из сторон будет использовать все имеющиеся у нее аргументы, гуманитарный конвой — это сильная карта», — соглашается Орлов.

В ожидании провокаций

Глава СБУ Наливайченко обвинил Россию в том, что грузовики конвоя «не имеют ничего общего с гражданскими машинами», а их водители являются военными, обученными конвойным функциям и управлению боевыми машинами. Гуманитарный характер грузов, который не вызывал сомнения еще накануне (МККК проводил его досмотр), сейчас неочевиден. Украинский МИД подчеркнул, что груз, находящийся в автофурах, «не известен» ни украинской стороне, ни Красному Кресту. Украинские пограничники и таможенники, которые были неделю назад приглашены на российскую территорию для работы с автоколонной, в момент прохождения грузовиков были «заблокированы в российском пункте пропуска «Донецк», говорится в сообщении Госпогранслужбы Украины.

«Теперь Украина сможет досмотреть груз, только когда Луганская область будет расчищена от террористов», — заявил РБК бывший и.о. главы администрации президента Украины Сергей Пашинский.

Но после прохождения колонны через границу главным вопросом стала ее безопасность, а не груз, говорят собеседники РБК. И в Москве, и в Киеве ждут взаимных провокаций. Ответственность за них «целиком и полностью ляжет на тех, кто готов и далее приносить человеческие судьбы в жертву своим амбициям», объявил МИД РФ, намекая на власти соседнего государства. Официальный Киев сразу же отказался от каких-либо гарантий безопасности колонны. «Подчеркиваем, что ответственность за безопасное движение российской колонны по территории, которая временно не контролируется украинскими силами, лежит исключительно на Российской Федерации», — заявил представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Андрей Лысенко.

Власти Украины обещают воздержаться от применения силы в отношении колонны. Это Наливайченко подтвердил в беседе с корреспондентом Reuters. «С целью предотвращения провокаций предоставлены все необходимые предписания для безопасного пропуска конвоя», — говорится и в сообщении МИД Украины.

«Украина ни в коем случае не будет применять оружие против колонны с российским грузом», — соглашается Пашинский. Но он считает вероятным сценарий, при котором «террористы сами обстреляют несколько грузовиков с грузом». «Истории известны случаи, когда диктаторы организовывали нападения на собственные объекты ради разжигания конфликта», — говорит Пашинский.

Клинцевич «уверен абсолютно» в том, что будут провокации: например, он считает вероятным, что украинские силовики воспрепятствуют возвращению грузовиков в Россию. С тем, что «ситуация может развиваться по пути эскалации», согласен и Орлов. Он считает, что это напрямую выгодно Киеву: «Его глобальный интерес в том, чтобы представить Россию участницей конфликта». Бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко уже заявил на своей странице в Facebook, что требуется «немедленно ввести на Донбассе режим военного положения, чтобы весь мир осознал факт военной агрессии Путина».

«В течение двух-трех дней становится понятно: либо Украина перебарывает, либо Путин идет на дальнейшее прямое вмешательство», — говорит Арестович. Использовать силу Москва не будет, заверил РБК Клинцевич: «Военным путем мы могли решить проблему на раз-два, но в данных условиях мы не имеем права сделать ни одной ошибки».

Правда, в завершение разговора депутат, возглавляющий Российский союз ветеранов Афганистана, припомнил свои слова о том, что «вводить войска в Афганистан было глупостью, но не вводить было нельзя». Он не исключил, что однажды будет вынужден сказать то же самое и про Донбасс.

Александр Артемьев, Жанна Ульянова

Мирный конвой: как везут гуманитарную помощь Донбассу
Назад

Далее