«Роснефть» снова почувствовала на себе действие американских санкций: японские компании, крупные покупатели нефти сорта ВСТО, не смогли принять участие в тендерах «Роснефти» на поставку сырья. Банки, испугавшись санкций, отказали им в финансировании сделок.
В июле японские покупатели не смогли принять участие в тендерах «Роснефти» по продаже нефти сорта ВСТО с поставкой в сентябре, сообщила The Financial Times со ссылкой на отчет исследовательской компании JBC Energy. Ту же информацию приводит агентство Argus Media: по его данным, одна из японских компаний подтвердила, что не смогла принять участие в тендере «Роснефти» из-за того, что банки отказали в финансировании сделки. В числе потенциальных кредиторов были Credit Agricole, Sumitomo Banking и Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, пишет Argus.
Другие покупатели нефти российской госкомпании также сообщали Argus, что испытывали трудности при получении финансовых гарантий от французского банка BNP Paribas и британского HSBC для покупки нефти у «Роснефти». Представитель «Роснефти» отказался от комментариев, банки на запросы РБК не ответили.
Японские потребители — одни из крупнейших клиентов «Роснефти» на восточном направлении. По данным Argus, в июле на долю JX Nippon Oil&Energy, крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Японии, приходилось около 125 тыс. барр. ВСТО в день при общем объеме поставок около 500 тыс. барр. в сутки. JX Nippon Oil&Energy Middle East&Africa на запрос РБК по поводу тендера с поставкой в сентябре вчера не ответила.
Впрочем, отказ некоторых японских переработчиков от участия в тендерах «Роснефти» был временным, рассказал РБК вице-президент Argus Media Михаил Перфилов. В последнее время японские банки возобновили кредитование закупок грузов «Роснефти», — утверждает он.
Санкции против «Роснефти» из-за ситуации на Украине США ввели в июле: компании запрещено привлекать кредиты сроком погашения более 90 дней. Формально ограничения не распространяются на покупателей нефти «Роснефти». Но боязнь нарушить санкции заставляет банки проявлять осторожность.
Argus пишет, что и сама «Роснефть» «осторожничает». По данным агентства, компания проинструктировала своих клиентов самостоятельно следить за тем, чтобы срок действия всех аккредитивов не превышал 89 дней — на один день меньше «санкционного» лимита. Гораздо сложнее «Роснефти» может прийтись при проведении тендеров по продаже нефти со сроком поставки с октября 2014 года по март 2015 года. Финансирование таких сделок требует миллиардных платежей, срок погашения кредитов будет превышать лимит в 89 дней, и в условиях санкций предварительное финансирование будет невозможно, отмечает Argus.
Похожим образом в случае с «Роснефтью» уже перестраховывались британские банки. В начале июня HSBC и Lloyds Bank отказались финансировать сделку BP с «Роснефтью» по покупке нефти и нефтепродуктов. Британской компании нужен был кредит, чтобы предоставить «Роснефти» предоплату на сумму около $2 млрд. К этому времени санкции были введены только в отношении президента «Роснефти» Игоря Сечина, а не самой компании, но эти два банка все равно решили не участвовать в сделке. Впрочем, меньше чем за месяц партнерам удалось найти других кредиторов и госкомпания получила предоплату.
Аналитики JBC Energy считают, что отказ японских НПЗ от участия в тендерах «Роснефти» может быть одной из причин низкой цены на ВСТО (на прошлой неделе достигла минимума относительно нефти марки Dubai за последние 3,5 года). Если санкции, действительно, играют свою роль в этом процессе, пишут аналитики, то в ближайшие недели Япония должна будет увеличить объемы закупок как арабской Murban, так и других сортов нефти в атлантическом бассейне, они должны будут заместить российские поставки в период подготовки запасов керосина на зиму.
Алена Сухаревская, Тимофей Дзядко