Украинские войска передислоцируются к Донецку и Луганску, сообщает командование антитеррористической операции. Это не означает немедленного штурма — для изоляции мятежных городов требуется прежде расстроить коммуникации повстанцев. Но пока попытки украинской армии отсечь друг от друга территории, контролируемые двумя самопровозглашенными республиками, успехом не увенчались. Ополченцы готовятся к затяжным осенним боям и запасаются ватниками.
Анонсированное наступление
Совет национальной безопасности и обороны Украины во вторник объявил о передислокации военной группировки к столицам самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. «К этим районам подошли главные силы антитеррористической операции, в том числе и территориальных батальонов. Это не означает, что уже начался какой-то штурм. Идет подготовка к освобождению городов», — заявил официальный представитель СНБО Андрей Лысенко. О своих дальнейших действиях силовики предупреждать не будут — они объявят только о взятии городов, пообещал Лысенко.
«В настоящее время противник сосредотачивает крупные силы Национальной Гвардии на южных окраинах Донецка», — подтверждает штаб ополчения в распространенной во вторник сводке.
Накануне начало операции по взятию Донецка анонсировали депутат Верховной рады Олег Ляшко и депутат Киевской городской рады Игорь Мосийчук, курирующие добровольческий батальон МВД «Азов». Однако «зачистка» поселка Марьинка на окраине города провалилась — бойцы попали под огонь, а поспешивших отчитаться об их успехах депутатов раскритиковал вице-губернатор Днепропетровской области Борис Филатов, заявивший, что «такие операции не делают силами добровольцев без поддержки армии и в «Фейсбуках» об этом не кричат».
Отступавших добровольцев прикрывал созданный днепропетровским губернатором Игорем Коломойским батальон «Днепр». Названная Филатовым цифра в 50 погибших была опровергнута: советник министра внутренних дел Антон Геращенко уточнил, что ранения получили 14 бойцов. Пресс-служба ДНР сообщает об уничтожении 3 танков и 1 БТР противника.
Граница за ополчением
Штурм Донецка и Луганска в нынешних условиях вообще будет малоосмысленным, считает российский военный эксперт Виктор Мураховский. «Для этого потребуется изолировать районы [будущих боевых действий]», — уверен он. Пока эта задача не выполнена, у украинской стороны «не хватит ни сил, ни средств» для ведения боев в городских условиях.
«Без изоляции бои будут иметь затяжной и кровавый характер», — соглашается с ним украинский военный эксперт Константин Машовец. Изоляция же мятежных областных центров возможна при выполнении двух условий — отсечения ополчения от российской границы и группировок ДНР и ЛНР друг от друга. Обе эти задачи Мураховский считает проваленными, а Машовец — достигшими определенного успеха.
Украинским силовикам так и не удалось закрепиться на южном направлении и разблокировать зажатую у границы уже более месяца группировку. Очередная попытка прорваться к попавшим в котел бойцам 51-й механизированной, 79-й и 72-й аэромобильных и 28-й минометной бригад через Дьяково в понедельник была пресечена ополченцами.
В ночь на понедельник на территории России вынуждены были, сложив и уничтожив свое оружие, просить убежища более 400 украинских пограничников и военнослужащих, дислоцированных в районе Зеленополья. На следующий день 195 военнослужащих 72-й отдельной механизированной бригады вернулись на украинскую территорию и сразу же попали под обстрел. Через границу в районе подконтрольного ополчению погранпункта «Изварино» и оставленного силовиками КПП «Червонопартизанск», уверены в Киеве, идет постоянный приток вооружений и добровольцев.
Рассечь не удается
Шахтерск, город с 60-тысячным населением, имеет стратегическое значение, будучи расположен на линии коммуникаций между Донецком и Луганском. Первую попытку установить контроль над Шахтерском правительственные войска предприняли 27 июля, когда колонна бронетехники атаковала подразделения ополченцев с тыла, выдвинувшись с южного направления. В том броске, по данным повстанцев, были задействованы до 40 единиц техники, а атаку сопровождал артиллерийский обстрел. Одновременно с севера, от Дебальцева, навстречу выдвинулась другая танковая колонна. Армия зачистила город, в котором на тот момент практически не было ополченцев — большая часть их отрядов была сконцентрирована на южном направлении, отбивая атаки попавших в котел на российском пограничье правительственных сил.
Однако силовикам не удалось закрепиться — в ту же ночь они покинули населенный пункт, а 31 июля при попытке повторить успех под обстрел «Градов» к северу от Шахтерска попала головная колонна 25-й воздушно-десантной бригады. По официальным данным, потери составили 34 человека. В последующие дни стороны продолжили артиллерийский обстрел друг друга, периодически перехватывая контроль над близлежащими поселками, причем ополченцам удалось в итоге сомкнуть разрыв с северной стороны, оставив ударную 25-ю бригаду в тисках.
«Это не позиционная война, здесь нет сплошной линии фронта, а на больших участках вообще нет никаких войск, ни правительственных, ни ополчения. Это война за коммуникации», — констатирует Мураховский.
В то же время в Дебальцево создан серьезный плацдарм правительственных войск, отмечает Машовец в разговоре с РБК. «Задача рассечения в районе Шахтерска вполне решаемая», — уверен он, отмечая, что силовикам удалось оттеснить ополченцев с шоссе Н-21 и расстроить их коммуникации.
Война за коммуникации
Важным для силовиков было взятие под контроль Ясиноватой в 12 км к северо-востоку от Донецка. О возвращении города и крупного железнодорожного узла под свой контроль украинские силовики объявили в воскресенье. Успех на этом направлении означал бы, что у ополченцев остался последний узел — Шахтерск, объяснял РБК украинский военный эксперт Алексей Арестович.
Однако, как передают со ссылкой на местных жителей украинские и сочувствующие ополчению СМИ, город по-прежнему контролируют повстанцы. «В целом у украинского командования есть множество возможностей, значительно больше, чем у противника, для нанесения удара, — рассуждает Машовец. — Один сконцентрированный удар может привести к разрушению всех архитектуры обороны ополчения».
Повстанцы могут готовить контрнаступление, исходя из необходимости обезопасить коммуникации в районе Шахтерска. Об этом во вторник объявил руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук, выступающий как неофициальный спикер антитеррористической операции. Как он предполагает, ополчение, сконцентрировав силы и средства в районе Свердловска на востоке Луганской области близ границы с Россией, может в дальнейшем перебросить их через Ровеньки в районы Снежного и Тореза.
Другое возможное направление контрудара — с Горловки. Там также, по словам Тымчука, «наблюдается скопление живой силы и техники противника». Как пишет он в Facebook, усиление потребуется сначала для обороны этого района, а затем для переброски к Шахтерску с северо-западного направления.
Ополчение свои дальнейшие планы не комментирует, но командующий повстанцами Игорь Стрелков, по всей видимости, готовится к затяжному противостоянию. «На осень в ополчение ДНР заказано несколько тысяч добротных советских армейских ватников», — цитирует его «Русская весна».
Александр Артемьев