«Лаборатория Касперского» нашла способ обойти запрет китайских властей

Российская антивирусная компания «Лаборатория Касперского» сможет работать с китайскими государственными организациями через своего местного партнера – компанию Venustech. Китайские власти разрешили поставки антивирусных программ и другим иностранным разработчикам через местных партнеров.

Китайское государственное информагентство «Синьхуа» сообщило вчера о том, что Министерство госзакупок Китая удалило «Лабораторию Касперского» и Symantec из списка разрешенных поставщиков компьютерных программ по инфобезопасности. «Синьхуа» сослалось на статью в официальной комсомольской «Пекинской молодежной газете», согласно которой в список разрешенных в Китае поставщиков антивирусов вошли только китайские компании – Qihoo 360, Venustech, CAJinchen, Beijing Jiangmin и Rising.

Venustech – китайский партнер «Лаборатории Касперского»: в мае 2012 года они подписали соглашение, в рамках которого Venustech начала использовать в своих программах решения российского партнера и его антивирусные базы вместе с собственными базами. Среди клиентов Venustech – крупнейший китайский оператор сотовой связи China Mobile и национальная электрическая сеть.

Представитель «Лаборатории Касперского» Юлия Кривошеина отказалась комментировать новость о том, что антивирус компании не вошел в список разрешенных поставщиков антивирусных программ. «Мы находимся в стадии переговоров с китайским правительством», – сообщила она.

В списке разрешенных в Китае антивирусных программ есть и другие китайские партнеры международных разработчиков, рассказала РБК бывший гендиректор «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская (сейчас гендиректор собственной компании Infowatch, разрабатывающей ПО для предотвращения утечек из компаний). По ее словам, Qihoo 360 лицензировала систему антивирусной Bit Defender для работы в Китае и предоставила пользователям бесплатный антивирусный сервис, быстро набравший сотни миллионов пользователей. Сейчас бумаги Qihoo 360 котируются на NYSE, капитализация компании составляет $11,4 млрд. Другой поставщик западных решений в Китае – CAJinchen, партнер международной Computer Associates, рассказывает Касперская. По ее данным, из опубликованного в «Пекинской молодежной газете» списка только две компании – независимые китайские поставщики, это Beijing Jiangmin и Rising.

C Beijing Jiangmin у «Лаборатории Касперского» восемь лет назад был серьезный конфликт: по мнению российской компании, программы Beijing Jiangmin загружали антивирусные базы с сайта «Лаборатории Касперского» без лицензии. Представители «Лаборатории Касперского» рассказывали в 2006 году, что в Beijing Jiangmin наотрез отрицали факт пиратства, но в коде китайской программы российские программисты даже нашли свои фамилии, написанные кириллицей.

По данным журнала Forbes, в 2010 году выручка «Лаборатории Касперского» в Азиатско-Тихоокеанском регионе (вместе с Китаем, без Японии) составила $31,1 млн – почти 7% общей выручки в $462 млн, позже финансовые показатели в регионе не публиковались. Выручка в 2013 году составила $667 млн, увеличившись примерно на 6% к 2012 году, рассказывал в интервью «Ведомостям» основатель и гендиректор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.

Роман Дорохов