Российскую оборонку испугала неопределенность санкций

Введенные накануне новые санкции США и Евросоюза против российской оборонной промышленности носят скорее декларативный характер и пугают в первую очередь своей неопределенностью, считают руководители российских предприятий, использующих технологии двойного назначения.

Вчера Евросоюз ввел запрет на экспорт и импорт продукции двойного назначения, если эти товары и технологии предназначены для военных нужд. Новые правила распространяются только на новые контракты. США вчера дополнили свой санкционный список Объединенной судостроительной корпорацией.

Представитель ОСК сообщил, что официальная позиция корпорации по поводу санкций будет опубликована позднее сегодня.

Скорее всего, это не нанесет прямого ущерба ОСК, считает высокопоставленный менеджер корпорации. Госкомпания не занимает на иностранных рынках деньги и не поставляет в США никакой продукции, американские технологии напрямую тоже не используются в российских кораблях, объясняет он.

Санкции против судостроителей – скорее политический намек на то, что передача французских вертолетоносцев «Мистраль» может притормозиться в любой момент, полагает руководитель одного из российских предприятий – партнеров ОСК. Первый корабль, скорее всего, Россия получит, а второй – под вопросом, говорит менеджер.

Во вторник, 22 июля, президент Франции Франсуа Олланд заявил, что первый «Мистраль» уже почти достроен и будут передан России в оговоренный срок – в октябре, передал Reuters. А вот передача второго корабля будет зависеть от позиции России по украинскому конфликту, заявил французский президент.

Самое страшное в веденных санкциях – то, что США и ЕС не определили четких правил игры, считает президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев. Компания, по собственной оценке, занимает около трети мирового рынка судового навигационного оборудования и тренажеров для подготовки пилотов самолетов и вертолетов и судовых капитанов.

«Мы покупаем технологии и в Европе, и в США, и продаем туда свои. За всю историю наших взаимоотношений с иностранными партнерами такой неопределенной ситуации не было. Продукцией двойного назначения можно признать все что угодно, в зависимости от политической необходимости», – говорит Лебедев.

Лебедев утверждает, что пока предыдущие санкции никак не сказались на взаимоотношениях его компании с европейскими и американскими партнерами, но очередной раунд ограничений может нарушить их.

Для менее сложной техники, например – для автомобилей, поставляемых для военных нужд, комплектующие и технологии уже есть в России, а недостающие можно купить в Китае, что даже удешевит продукцию, рассуждает менеджер одного из российских автопроизводителей – поставщиков армии. По его словам, большинство поставляемых для нужд военных частей пассажирских и транспортных машин даже не имеют статус спецтехники, они почти полностью идентичны гражданским аналогам.

Анатолий Темкин

Как российские компании зависят от европейских инвесторов
Назад

Далее