Экс-советник Путина пересказал в Гааге разговор с президентом о ЮКОСе

Экономист Андрей Илларионов

Бывший советник президента России Андрей Илларионов пересказал в суде Гааги содержание своего разговора с Владимиром Путиным о бывшем главе ЮКОСа Михаиле Ходорковском. По его словам, Путин изначально лично защищал экс-владельца нефтяной компании от своих друзей, но затем позволил бизнесмену «решать его проблемы с ребятами самостоятельно». Такая информация содержится в опубликованном сегодня вердикте Международного арбитражного суда в Гааге.

«Самый важный разговор, который у меня был с господином Путиным, произошел через несколько дней после того, как арестовали Ходорковского. Путин сказал, что Ходорковский допустил ошибки и вел себя очень плохо. И в течение долгого времени господин Путин лично защищал Ходорковского от этих атак со стороны своих друзей, однако господин Ходорковский продолжал вести себя плохо, отказываясь сотрудничать», — рассказал Илларионов в ходе процесса.

«Одна из проблем состояла в том, сказал он [Путин], что господин Ходорковский лгал нам, поскольку вел переговоры с американской нефтяной компанией о возможном слиянии. Другой аспект, который он упоминал: господин Ходорковский вступил в Коммунистическую партию [КПРФ] при подготовке к парламентским выборам 2003г. Это не то, о чем «mi dogovarivalis» (именно так приводится цитата в решении суда. – РБК) – я попробую [перевести], «о чем у нас была договоренность», — пояснил экс-советник президента.

По словам Илларионова, через некоторое время Путин сказал ему, что «решил отступить и позволить господину Ходорковскому решать его проблемы с ребятами самостоятельно».

«Господин Ходорковский принял решение бороться. Если он решил бороться, позволим ему бороться и посмотрим, что из этого получится», — приводит он прямую цитату президента.

Илларионов также рассказал о специальном подразделении в количестве 50 человек, созданном в Генеральной прокуратуре РФ исключительно для «фабрикации» свидетельств против Ходорковского и ЮКОСа. Бывший советник президента не раскрыл свой источник, поскольку он все еще находится в Москве, и это может представлять для него опасность, но на тот момент [в 2003г.] он был «очень высокопоставленным чиновником в российской администрации».

Источник сказал Илларионову, что ударить по ЮКОСу было «большой ошибкой, однако эту ошибку уже нельзя было остановить». Упомянутое им подразделение Генпрокуратуры, по его словам, было создано, чтобы «zanyatsa» (именно так приводится цитата в решении суда. – РБК) Ходорковским.

«Это означает, что в один прекрасный день… службы безопасности и офицеры получили приказ, так сказать, решить проблему», — пояснил Илларионов комментарий своего источника.

Андрей Илларионов занимал должность советника президента России с апреля 2000 по декабрь 2005г., в это же время он являлся представителем РФ («шерпой») в G8. Сейчас он является старшим научным сотрудником Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (Вашингтон, США).

В своих свидетельских показания Илларионов также рассказал о росте ЮКОСа после приватизации в 1995-1996 гг., который стал возможен благодаря инвестициям, нанятым иностранным инженерам и менеджерам и использованию западных технологий. Некоторые чиновники, отметил он, тогда крайне негативно отнеслись к подобной реформе.

Когда ЮКОС в 2002г. раскрыл детали своих акционеров, включая структуру GML, это имело «эффект землетрясения для российского бизнес-сообщества», рассказал Илларионов. Он отметил, что это шло вразрез с традиционной «секретной» манерой ведения бизнеса и расценивалось, как «опасный» прецедент. По словам Илларионова, ЮКОС «был одним из наиболее опасных врагов для тех, кто не хотел видеть Россию свободной страной».

Алена Сухаревская, Сергей Канашевич

«Ходорковский вел себя очень плохо»: что рассказали свидетели в Гааге
Назад

Далее