Повышение налогов со следующего года, казавшееся в последнее время практически неизбежным, может все-таки не состояться. Власти начали обсуждение альтернативного и уже опробованного во время прошлого кризиса пути — распечатать Резервный фонд. Такой механизм обсуждается, из кубышки предлагается направлять ежегодно по 0,5 трлн рублей на расходы, заявила Татьяна Нестеренко.
Она добавила, что Минфин выступает категорически против: эта мера по сути – только временная альтернатива, а непопулярные решения по повышению налогов все равно придется принимать, передают слова Нестеренко РИА Новости. Замминистра пояснила, что текущие расходные обязательства федерального бюджета принимались исходя из гораздо более оптимистичного, чем реальная ситуация, прогноза макроэкономического развития.
«Если бы мы смогли каким-то образом пересмотреть прогнозы по доходам или изменить наши оценки и вернуться к возможности изменения налогового законодательства, у нас было бы падение расходов очень существенное и нужно было бы сокращать расходы почти на полтриллиона рублей каждый год», — сказала Нестеренко.
Поэтому, добавила она, и рассматривается вопрос «а давайте мы, собственно говоря, Резервный фонд потратим». По состоянию на 1 июля Резервный фонд РФ составлял 2,937 трлн руб, или 4% ВВП. Осенью прошлого года потратить часть денег Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета предлагала Счетная палата – вместо осуществления заимствований.
Весной этого года Минэкономразвития разработало несколько сценариев развития экономики в 2015-2017 годах. В оптимистичном сценарии ведомство предлагало сократить нормативную величину Резервного фонда до 5% ВВП (вместо текущих 7% ВВП). Правительством был одобрен базовый сценарий, не предполагающий изменений в нормативной величине средств фонда.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в июне выступал за направление дополнительных нефтегазовых доходов в этом году на расходы вместо наполнения Резервного фонда. Он утверждал, что их нельзя назвать конъюнктурными, поскольку они образовались в результате курсовой переоценке. Если допдоходы получены из-за ослабления курса, их можно тратить, заявлял Улюкаев, и, наоборот, если курс укрепится — можно будет «отыграть» в обратную сторону, предлагал министр.
Минэкономразвития в этом году уже несколько раз выступало с предложениями таким образом смягчить бюджетное правило, но правительство решило не отходить от соблюдения бюджетного правила. Об этом министр финансов Антон Силуанов на прошлой неделе рассказал Владимиру Путину, который пока последовательно выступает за сохранение бюджетного правила.
Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета (налога на добычу полезных ископаемых, — вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты), а также доходов от управления средствами фонда. Средства фонда тратятся на расходные обязательства бюджета в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Он был создан в 2008 году, когда стабилизационный фонд был разделен на Резервный и Фонд национального благосостояния. Отличие Резервного фонда от Стабфонда заключается в том, что дополнительными источниками его формирования являются доходы от добычи и экспорта газа.
Нормативная величина фонда в абсолютном размере установлена на уровне 7% прогнозируемого на текущий финансовый год ВВП. По достижению норматива дополнительные ненефтегазовые доходы направляются в ФНБ. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда на 1 июля составили 38,08 млрд долларов, 29,4 млрд евро и 5,4 млрд фунтов стерлингов.
По данным Минфина, в первом полугодии (с 15 января по 30 июня) совокупный доход от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России составил 8,9 млрд рублей, или 0,26 млрд долларов. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 30 июня составила 77,28 млрд рублей.
Как в России предлагают повышать налоги:
Страховые взносы в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС). Как все устроено: работодатель отчисляет 5,1% в ФОМС от зарплат сотрудников, не превышающих 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц). Это часть единого страхового взноса (30% с тех же зарплат), остальное идет в Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования. С зарплат свыше 624 тыс. руб. в год отчисления в ФОМС сегодня не взимаются, страховой взнос взимается по ставке 10% и полностью направляется в Пенсионный фонд.
Что предлагается: Минфин предлагает отчислять 5,1% в ФОМС с любых зарплат. Таким образом, нагрузка на работодателей, имеющих в штате только низкооплачиваемых работников, не вырастет. Остальные будут платить не 10, а 15,1% с зарплат свыше 52 тыс. руб. в месяц. Это увеличит поступления в ФОМС примерно на 200 млрд руб., заявил министр финансов Антон Силуанов.
Срок: неизвестно
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Как все устроено: основная ставка этого прямого налога в России 13%, столько работодатель отчисляет со всех зарплат сотрудников. Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам: 35% — для выигрышей и призов в конкурсах свыше 4000 руб.; 15% — для нерезидентов в отношении дивидендов от участия в российских компаниях и т.д. Некоторые виды доходов в России не облагаются НДФЛ, такие как пенсия, пособия, стипендии и др.
Что предлагается: повысить основную ставку НДФЛ с 13 до 15%, такое предложение Минфина обсуждается в правительстве, подтвердили РБК чиновники, участвующие в дискуссии о налоговой политике. Минфин отказался от официальных комментариев по этому вопросу.
Срок: с 2019 года.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Как все устроено: налог, с помощью которого в бюджет изымается часть добавленной стоимости товара, работы или услуги на всех стадиях процесса производства товаров и услуг. Конечный потребитель уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее, так как налог уплачивает участие каждой стадии производства. И каждый такой участник имеет право на зачет разницы налога, уплаченного при покупке и продаже товара, поэтому он называется косвенным. Основная ставка НДС — 18%, для части товаров действует льготная ставка 10%, экспортируемые товары НДС не облагаются.
Что предлагается: повысить основную ставку НДС с 18 до 20%, такая инициатива Минфина обсуждается в правительстве вместе с предложением повысить НДФЛ, сообщают источники РБК. Минфин официально не комментирует эту инициативу.
Срок: с 2019 года.
Региональный налог с продаж
Как все устроено: налог с продаж сегодня в России отсутствует. Этот налог на потребление, по мнению большинства экспертов, дублирует действующий НДС. Разница — в способе начисления. В отличие от НДС, налог с продаж взимается со всей добавленной стоимости сразу при реализации товара или услуги конечному потребителю.
Что предлагается: ввести налог с продаж в регионах на усмотрение губернаторов со ставкой 3% (по словам министра финансов Антона Силуанова) или 5% (по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача). Налог с продаж должен стать главным инструментом решения проблемы дефицита региональных бюджетов. По расчетам Минфина, эта мера в 2015-2017 годах даст регионам дополнительные доходы в размере 194,8 млрд, 210,7 млрд и 230 млрд руб. соответственно, сообщает ИТАР-ТАСС. В качестве альтернативы, по данным газеты «Ведомости», обсуждается повышение ставки НДС до 20% уже со следующего года.
Срок: с 2015 года.
Федеральные льготы по региональным налогам
Как все устроено: в настоящее время в России на федеральном уровне действует ряд льгот по ставкам налогов, зачисляемых в региональные бюджеты.
Что предлагается: Минфин в «Основных направлениях налоговой политики на 2015-2017 годы» предлагает окончательно отказаться от установления новых льгот по региональным и местным властям. Существующие льготы предлагается отменить либо позволить местным властям самим решать их судьбу. По этому пути министерство идет и с налогом на имущество. Весной этого года принят закон, согласно которому малый бизнес, использующий упрощенную и вмененную системы налогообложения, уже не будет иметь право на безусловное освобождение от уплаты налога на имущество. Право освобождать от этого налога или вводить льготы по его ставке предоставлено регионам.
Срок: 2015-2017 годы.
Налог на имущество
Как все устроено: в большинстве регионов России налог на имущество рассчитывается исходя из балансовой стоимости помещений и зданий.
Что предлагается: в следующем году налог на имущество может быть заменен налогом на недвижимость (в который также будет включен налог на землю), он будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объектов. Во многих случаях кадастровая стоимость зданий и помещений в разы превышает балансовую. Поэтому эксперты и деловые организации ожидают кратного роста налоговой нагрузки на владельцев таких объектов. Власти планируют повышать ее для физических лиц постепенно. Регионы смогут вводить этот налог по мере готовности до 2020 года. Кроме того, ограничивается максимальный размер роста налога ежегодно: по 20% ежегодно до 2020 года, сообщили РБК в Минфине.
Срок: 2015-2020 годы.
Упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Как все устроено: малый бизнес и индивидуальные предприниматели переходят на упрощенную систему налогообложения добровольно. Эта система освобождает их от уплаты налога на прибыль, имущество и НДС. Ставка налога на «упрощенке» — 6% для доходов и 15% для доходов, уменьшенных на величину расходов. Регионы могут устанавливать дифференцированные ставки от 5 до 15% в зависимости от категорий плательщиков. «Вмененка» позволяет ИП и небольшим организациям, занимающимся отдельными видами деятельности, платить налог не с фактически полученного, а предполагаемого, вмененного дохода.
Что предлагается: Минэкономразвития предлагает сократить перечень видов деятельности, при которых возможны «упрощенка» и «вмененка», исключив из списка льготников — общественное питание, торговлю и бытовые услуги. Для остальных видов деятельности за счет такой меры возможно возвращение права не платить налог на имущество, сообщили РБК в Минэкономразвития.
Срок: с 2015 года.
Елена Малышева при участии Яны Милюковой и Юлии Забавиной