На 95-м году жизни скончался один из богатейших жителей Германии, сооснователь легендарной продуктовой сети Aldi Карл Альбрехт. Он и его брат Теодор Альбрехт прославились своей страстью к экономии на всем, включая скрепки. Этот принцип позже переняли многие успешные ретейлеры, например российская «Пятерочка».
54 года назад основатели Aldi Карл и Теодор Альбрехты серьезно поспорили. Предметом ожесточенного спора, ставшего причиной разделения компании на две части, стали сигареты. По одной из версий, Теодор настаивал на том, что табачная выкладка должна находиться в прикассовой зоне, а по мнению его старшего брата Карла, пачки покупателям должен выдавать продавец, иначе их могут украсть. Есть и другая версия этой истории: братья спорили о продаже сигарет в принципе, один из них не хотел ими торговать.
Такая неопределенность в истории, предопределившей важное событие для компании, – норма для Aldi. Создатели компании были затворниками, за последние 20 лет они не дали ни одного полноценного интервью, в архивах агентств нет их хороших фотографий, большая часть и без того скупой информации в источниках разнится, но даже эти сведения многое говорят о людях, подаривших мировому ретейлу один из самых прибыльных форматов – «жесткий дискаунтер».
Даже новость о том, что на 95-м году жизни не стало основателя Aldi Карла Альбрехта, охранялась его семьей, как государственная тайна. По данным Frankfurter Allgemeine, он скончался в своем поместье недалеко от германского Эссена еще в прошлую среду. Вчера он был похоронен рядом со своим братом Теодором (который скончался в 2010 году) на кладбище Бреденей. Похороны прошли в стиле жизни братьев: без помпы и ажиотажа, в кругу самых близких друзей и семьи.
В списке миллиардеров журнала Forbes Карл Альбрехт был на 24-м месте с состоянием в $25,9 млрд. Состояние его брата в 2010 году оценивалось журналом в $18,8 млрд.
Кассиры в военной форме
Карл Альбрехт родился в семье горняка в 1920 году, его брат Теодор – спустя два года. Сводить концы с концами семье помогало маленькое торговое дело матери братьев – в 1913 году Анна Альбрехт открыла небольшой продуктовый магазин. Оба мальчика после занятий в школе работали в магазине матери. Одной из обязанностей Карла был сбор денег с чрезмерно задолжавших магазину покупателей.
Во время Второй мировой войны оба брата, по сведениям германской прессы, служили в Вермахте. Оба в 1945-м попали в плен: Теодор оказался в советском плену, Карл был ранен, пленен американцами. Год спустя братья вернулись домой и обнаружили, что матери удалось сохранить магазин. Тогда же они приняли решение заниматься торговлей. Вскоре Карл купил еще один магазин в Эссене, а через четыре года сеть насчитывала уже 13 точек в Эссене, Мюльхайме и Гельзенкирхене. Тогда же компания получает свое название – зарегистрирована совместная компания была в 1948-м под названием Albreht’s Discount Company.
Название придумал Теодор Альбрехт. Сокращенное название Aldi появится только в начале 1960-х годов. Братья дополняли друг друга в ведении бизнеса. Как пишет германская Handelsblatt, Карл фокусировался на закупках, а Теодор – на продажах и управлении магазинами.
Экономить на всем
Скорость, с которой росла Aldi, объясняется тем, что ее создателям удалось придумать магазины, которые бы полностью удовлетворяли покупательские привычки жителей послевоенной Германии. Чтобы держать цены на продукты с минимальной наценкой (сейчас считается, что она не превышает 12%), необходимо было сокращать расходы на любые операции. И Альбрехтам это удавалось как никому другому. В стоимость продуктов уже была заложена скидка, в отличие от конкурентов, которые выдавали купоны на скидку для следующей покупки. Альбрехты не давали рекламы своих магазинов, считая, что низкие цены и так заманят покупателей. Бизнесмены всегда экономили на персонале, кроме того, до определенного времени в магазинах Aldi не было ценников: вместо них существовали трехзначные коды, большую часть из которых продавцы были обязаны запомнить.
К 1960 году сеть насчитывала уже 300 магазинов. Компания всегда развивалась за счет собственных средств, не привлекая кредитов.
Поделили север и юг
Когда братья не смогли договориться о способе продажи сигарет, Карл предложил разделить компанию. По легенде, поскольку предложение исходило от Карла, он разделил карту ФРГ на две части и предложил брату выбрать ту часть, которая ему больше нравится. Теодор выбрал север, там работает Aldi Nord, на доставшемся Карлу юге работает сеть Aldi Sued. Хотя компании юридически разведены, у них совершенно одинаковые операции: цены, ассортимент, закупки. Разнятся только логотипы на сайтах обеих сетей и, вероятно, пакеты в магазинах, которые, к слову, никогда не выдавались покупателям бесплатно. Несмотря на разделение компании, отношения братьев совершенно не испортились.
Позднее, когда Aldi вышла на международный рынок, братья поделили и мировые сферы влияния. Карл открывал магазины в Британии, Австралии, США и Восточной Европе. А Теодор получил Северную и Западную Европу.
По данным Handelsblatt, сегодня Aldi объединяет 9 тыс. магазинов, в которых работают около 100 тыс. человек. Ежегодная общая выручка составляет 50 млрд евро. В Германии Aldi – лидер среди дискаунтеров и занимает 40% рынка. По данным Euromonitor International, компания возглавляет топ среди локальных ретейлеров в Австрии и Словении. Но и в других странах присутствия среди крупнейших игроков не опускается ниже четвертого места.
Сэкономил на похищении
В ноябре 1971 года в семье Альбрехтов произошло событие, которое сделало бизнесменов еще более скрытными, чем раньше. Теодор Альбрехт был похищен и провел 17 дней в заточении. В результате переговоров с похитителями семья выплатила 7 млн марок. Позднее похитители были схвачены полицией. Вспоминая об этом событии в интервью редактору Frankfurter Allgemeine, Карл Альбрехт, который согласился встретиться с представителем прессы незадолго до смерти, сказал: «Тогда я понял, что в моем богатстве немного удовольствия».
Даже в этой истории Альбрехты попытались сэкономить. Глава Aldi Nord исключил из налогооблагаемой базы сумму, выплаченную преступникам. Однако на этот счет ему пришлось поспорить с налоговиками. Младший из братьев, кажется, был самым скупым.
В Lebensmittel Zeitung (блоге о германском ретейле) можно обнаружить занимательную историю, как однажды закупщик Aldi, приехавший в головной офис на встречу, вертел в руках скрепку и случайно разогнул ее. В тот же момент Теодор Альбрехт сказал ему: «Ты ломаешь мое имущество».
Пример для «Пятерочки»
Альбрехты одновременно в 1994 году сложили с себя полномочия генеральных директоров компаний, а в начале 2000-х ушли из советов директоров компаний. Бразды правления перешли к их детям и топ-менеджменту компаний. Хотя им всегда приписывались огромные состояния, в действительности еще в начале 1990-х годов оба создали фонды, часть средств из которых направлялась на благотворительность. Судя по некоторым сведениям, они даже делили одно увлечение – разведение орхидей.
Хотя Aldi так и не собралась выйти на российский рынок, ближайший к нам магазин сети находится в Польше, для нескольких поколений бизнесменов она стала примером. По ее подобию начинал строить сеть «Пятерочка» (сегодня входит в холдинг X5 Retail Group) Андрей Рогачев. В одном из интервью глава крупнейшего российского ретейлера «Магнит» Сергей Галицкий называл Aldi фантастической компанией.
Анна Левинская
Основатели Aldi были первопроходцами в создании сети формата «жесткий дискаунтер».
Основной принцип работы магазинов братьев Карла и Теодора Альбрехтов сводился к экономии, возведенной в культ. РБК предлагает вспомнить, на чем придумали экономить в Aldi.
1.
Магазины сети очень маленькие. В среднем торговая площадь варьируется от 185 до 270 кв. м.
2.
Сеть не торгует скоропортящимися продуктами. В начале ее развития, в послевоенные годы, в магазинах не было холодильников: продукты, требовавшие относительно низких температур, хранились в подвале.
3.
В магазинах нет витрин, а значит, не нужно тратить средства на их оформление. Кроме того, Aldi не ставит в магазинах автоматических дверей, что, с одной стороны, экономит электричество, а с другой — дает понять потребителю, что он заходит в магазин самообслуживания.
4.
Продукты в магазине размещаются не на стеллажах, а в паллетах и промышленных упаковках, это позволяет экономить на мерчендайзерах.
5.
Поскольку нет стеллажей и красивой выкладки, не нужен и яркий свет: в залах Aldi обычно довольно тусклое освещение.
6.
Основная часть продукции Aldi — собственной торговой марки, ее доля в обороте составляет более 80%. Товары прочих компаний не очень разнообразны – один-два бренда на продуктовую категорию. Это позволяет делать большие объемы закупок у поставщиков.
7.
В Aldi нет корзин для посетителей, есть тележки, но их можно взять, только если вставить монетку в приемник в ручке.
8.
Расплатиться картой в Aldi стало возможным лишь несколько лет назад, до этого карты не принимались, чтобы не создавать очередь и не платить банкам за обслуживание.
9.
Aldi обычно нанимает 4-5 сотрудников для магазина, в то время как в обычных супермаркетах их не менее 15.
10.
Aldi практически не дает рекламы.