Российские потребители оправились от шока, вызванного спадом экономики этой зимой. Практически все показатели «Потребительского индекса Ивановых» от Sberbank CIB, характеризующие потребительскую активность, вернулись на уровень середины прошлого года.
«Потребительский индекс Ивановых» рассчитывается на основании ответов 2300 человек трудоспособного возраста, живущих в городах с населением не менее 100 тыс. человек компанией Cint по заказу Sberbank CIB. Согласно исследованию, индекс потребительской уверенности вырос до -8% во II квартале с -11% в I квартале этого года и -13% в ноябре прошлого года.
Аналитики связывают рост со стабилизацией рубля, так как меньшее количество респондентов назвало эту причину в качестве источника нестабильности. Снизилось и общее число россиян, которые считают, что текущие экономические условия в России нестабильны (70% по сравнению с 78% в предыдущем квартале).
В правительстве также ожидают медленное восстановление экономики. Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач сообщил сегодня, что рост ВВП по итогам 2014г. будет больше запланированных 0,5%, но, впрочем, не дотянет до 1%.
Ожидания роста потребители проецируют на своих работодателей. На 3% – с 28 до 31% увеличилась доля тех, кто ожидает позитивной динамике в своей компании. Средняя заработная плата по стране увеличилась с 28 600 руб. в марте до 29 500 руб. в июне. Это не мешает работодателям оптимизировать кадры – индекс чистого найма снизился с -32% до -33%, тогда как доля предприятий, приостановивших наем сотрудников, выросла с 18% до 20%, говорится в исследовании.
Ивановы не спешат делать сбережения, ведь только 8,8% горожан признались, что откладывали какие-нибудь деньги во II квартале (в I квартале доля таких людей составила 11,5%). При этом большее количество людей соглашается с тем, что сбережения все-таки делать необходимо (23% во II квартале и 18% в I квартале).
В целом Ивановы настроены оптимистично относительно своих доходов, что отражается в динамике их расходов, говорят исследователи. Это выражается прежде всего в несклонности горожан экономить по сравнению с I кварталом. Доля покупателей, чувствительных к уровню цен, в июне осталась на уровне 68%. Практически не изменился и процент респондентов, старающихся сэкономить путем покупки более дешевых продуктов питания (56%), и тех, кто сократил потребление товаров первой необходимости (28%).
Тем не менее в будущем может наметиться тенденция увеличения объемов продаж сетевыми магазинами из-за роста покупательской активности, говорят аналитики. Чтобы привлечь покупателей, сетевые продуктовые магазины начали снижать цены во II квартале, что заметили Ивановы. Они указали на то, что цены в магазинах «Лента», «Пятерочка», «Ашан» и магазинах шаговой доступности «Магнит» стали более привлекательными. В итоге инфляционные ожидания снизились по сравнению с I кварталом.
Согласно квартальным отчетам X5 Retail Group, сумма среднего чека в «Пятерочке» незначительно снизилась во II квартале (296 руб.) по сравнению с I кварталом (297,1 руб.). Но увеличилось в «Пятерочке» количество покупок до 413,6 млн во II квартале и 369,8 млн в I квартале.
Юлия Забавина