Госдума ушла на каникулы, а традиционное бюджетное послание президента Федеральному собранию так и не прозвучало. По закону Владимир Путин должен представлять его в марте, а оглашается документ обычно в мае-июне. Но на этот раз правительство верстает бюджет без президентского напутствия. РБК выясняло судьбу пропавшего документа.
Президент должен был представить бюджетное послание Федеральному собранию не позднее марта, следует из ст. 170 Бюджетного кодекса. Тем не менее, Госдума ушла на каникулы, а Минфин подготовил проект федерального бюджета на 2015-2017 гг., не дождавшись документа, который определяет бюджетную политику страны на следующий год. До сих пор Бюджетное послание президента всегда публиковалось позже указанного в законе срока. Только в 2007 году документ был представлен в марте, а чаще всего глава государства направлял послание в июне. Все последние годы Владимир Путин и Дмитрий Медведев в бытность президентом не просто направляли документ, а официально его представляли.
Но на этот раз послание не появится и в этом месяце – в графике президента никаких мероприятий, на которых президент мог бы рассказать о бюджетной политике не значится, говорит собеседник, близкий к администрации президента.
Еще в прошлом году Путин решил, что оглашать бюджетное послание отдельно от послания федеральному собранию не имеет смысла, объясняет пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В администрации исходят из того, что бюджетное послание в этом году будет инкорпорировано в послание федеральному собранию, отмечает чиновник. Президент просил правительство формализовать решение об объединении посланий и внести соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, напоминает Песков. Он затруднился ответить, было ли выполнено поручение.
Вопросов к правительству быть не может – оно внесло на рассмотрение Госдумы проект необходимых поправок еще в декабре, сказала РБК пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.
Документ освобождает президента от обязанности ежегодно готовить Бюджетное послание. Согласно законопроекту, проект бюджета должен основываться на положениях послания президента Федеральному Собранию. В январе 2014г. законопроект был принят Госдумой в первом чтении, но дальше не пошел — в марте и апреле комитет по бюджету выносил проект на второе чтение, но затем сам предлагал отложить его рассмотрение на более поздний срок, следует из отметок в думской базе законопроектов. Председатель комитета по бюджету Андрей Макаров и его зам Надежда Максимова были недоступны для комментария.
Источник в правительстве говорит, что принятие законопроекта затормозилось из-за возникших разногласий между разными органами власти о регулировании бюджетного процесса в целом – документ затрагивает не только ст. 170 Бюджетного кодекса, но и другие проблемы. Именно споры по другим темам привели к тому, что законопроект правительства так и не был принят. Кто именно и какие претензии высказывал к правительственному законопроекту, источник РБК не уточнил. В официальном отзыве замечания к этой инициативе высказывала Счетная палата.
С формальной точки зрения Бюджетный кодекс нарушен, признает собеседник РБК, близкий к руководству правительства, согласно статьи 170 президент должен был направить бюджетное послание.
Статья 170 — нерабочая, как и ряд других в Бюджетном кодексе, говорит профессор кафедры правового регулирования экономики и финансов МИГСУ РАНХиГС Анатолий Селюков. Вряд ли что-то изменится в работе над бюджетом от того, что послание будет перенесено, полагает он. «Бюджетное послание идет в отрыве от конкретного бюджета. Он чаще всего формируется на основе метода «от достигнутого». Принцип целеполагания для бюджета – большая проблема», – говорит эксперт.
Бюджетные послания в последние годы были банальным набором слов, так что решение объединить их с посланиями Федеральному собранию абсолютно правильное, констатирует зампред думского комитета по бюджету от «Справедливой России» Оксана Дмитриева.
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, с 1997 по 2004 годы возглавлявший экономическое управление президента, вспоминает, что бюджетное послание раньше было основополагающим документом. «Это был такой концепт видения президента России приоритетов бюджетной политики в области доходов и расходов», — подчеркивает он. «Теперь детализация президентской позиции либо будет сведена к небольшому числу пунктов, либо ее не будет и работа над бюджетом будет отданана откуп правительству», — делает вывод Данилов-Данильян.
Михаил Рубин, Яна Милюкова, Светлана Бочарова