Стартап Forget.me монетизирует удаление персональных данных из Google

Решение Европейского суда в мае нынешнего года предоставило жителям ЕС право удалять из выдачи поисковиков нежелательные для граждан ссылки — например, на устаревшие личные данные или информацию, идущую вразрез с неприкосновенностью частной жизни. Решение было принято по делу против Google, но распространяется и на другие поисковики.

Так называемое право быть забытым не только вынудило Google приступить к удалению поисковых результатов, которые европейские пользователи не хотят видеть по запросу своего имени, но и немедленно создало бизнес-нишу, интересную некоторым компаниям.

Сервис Forget.me, который разработала французская компания Reputation VIP, предлагает помощь в удалении подобных ссылок из Google. Reputation VIP, зарегистрированная в Лионе, и раньше оказывала услуги по «управлению онлайн-репутацией»: по ее оценкам, около 86% интернет-пользователей «гуглят» других людей, поэтому репутация в Сети приобретает все большее значение.

Forget.me был запущен 24 июня и всего за несколько дней получил более 1 тыс. заявок на свои услуги. Функция сервиса предельно проста — максимально облегчить пользователям задачу удаления нежелательных ссылок из поисковой выдачи Google.

Путь к забвению

Согласно решению Европейского суда, Google обязан удалять ссылки, содержащие «несоответствующую, не имеющую отношения к человеку (или более не имеющую) или чрезмерную» персональную информацию. Воспользоваться этой опцией может любой резидент Евросоюза: для этого нужно просто заполнить специальную жалобную форму Google.

Но на деле это не так просто: пользователю необходимо обосновать, почему та или иная информация не относится к нему или несправедливо порочит его репутацию. Сервис Forget.me оптимизирует и упрощает создание запроса к Google, выступая посредником между корпорацией и европейскими интернет-пользователями. «Неправильно скопированный URL (адрес страницы в интернете) или плохо составленное объяснение может стать причиной того, что ваш запрос (на удаление данных) может быть отклонен», — предупреждает Forget.me на своем сайте.

Сервис представляет поисковую выдачу в удобном формате, где пользователь может отметить те результаты, которые хочет исключить. Кроме того, создатели Forget.me подготовили на основе нескольких десятков гипотетических случаев шаблоны, с которыми пользователи могут обратиться к Google для реализации «права быть забытым».

Люди могут найти похожие на их ситуацию образцы и составить запрос, используя заготовку с соответствующей юридической лексикой и аргументацией, удовлетворяющей критериям суда. Такие образцы относятся к фотографиям человека, информации, связанной с материалами уголовного дела, нарушающей право на неприкосновенность частной жизни, связанной с однофамильцами, уходом из жизни и т.д.

Пользователь может отправить созданный с помощью Forget.me запрос в Google самостоятельно или предоставить это сервису. В последнем случае Forget.me будет продолжать следить за судьбой запроса и пришлет уведомление пользователю о том, согласился ли Google «почистить» поисковую выдачу.

Перспективный рынок

По состоянию на 30 июня на сайте Forget.me зарегистрировались 13 тыс. человек. Они отправили 1 тыс. 106 заявок на удаление в общей сложности 5 тыс. 218 ссылок из поиска Google, говорится в пресс-релизе сервиса, присланном РБК.

Самым распространенным основанием для удаления нежелательных ссылок является «вмешательство в частную жизнь» — 28% всех запросов. В рамках этой категории чаще всего люди хотят убрать упоминания их домашнего адреса, ссылки на «негативные отзывы», информацию о сокращении на работе. Встречаются и заявки с просьбой к Google удалить информацию о «философских убеждениях», «религиозных верованиях», «политических взглядах», «сексуальной ориентации» человека, следует из статистики Forget.me.

Среди других категорий запросов — «диффамация и оскорбления» (19%), «выдавание себя за другого человека онлайн» (6%), ссылки на уголовные дела, где упоминается пользователь (5%).

Зарегистрироваться на Forget.me могут и граждане не из Евросоюза, правда, пока в ознакомительных целях. «Пользователи из неевропейских стран могут взглянуть на нашу технологию и создать аккаунт. Впоследствии мы сообщим им, когда «право быть забытым» будет распространено и на их страны», — сказал РБК представитель Forget.me Сильвен Ланери.

Услуги Forget.me пока бесплатные, но это продлится только «на этапе стартапа», говорится в разделе «Часто задаваемые вопросы» на сайте сервиса. Сколько будет стоить посредничество французского портала и насколько будет востребована коммерческая услуга, остается только догадываться. Но глава Reputation VIP Бернар Жирен убежден, что рынок потенциально очень велик. «Если один человек из 100 в Европе имеет проблемы с поисковыми запросами Google, и хотя бы один из десяти подаст запрос, это уже полмиллиона человек», — говорит он.

Алена Сухаревская, Иван Ткачев