Таможенники предлагают компаниям решать вопросы со штрафами на границе

Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает ввести упрощенный порядок привлечения к административной ответственности компаний, аналогичный процедуре привлечения к ответственности граждан. В результате бизнес сможет оплачивать штрафы за нарушения в декларировании товаров прямо на границе.

Соответствующее предложение ФТС высказала в своем ответе (копия ответа есть у РБК) на письмо депутата Госдумы Александра Агеева (подробнее см. стр. 2). В частности, ФТС предлагает усовершенствовать Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в части привлечения к административной ответственности юрлиц за нарушения в декларировании товаров на таможне.

Согласно КоАП (статья 28.6) граждане в случае выявления нарушений при провозе товаров через границу могут платить штрафы на месте, тогда как для компаний такой нормы в кодексе не предусмотрено. В результате товар зависает на складе временного хранения, пока проблема не будет решена. «Сейчас, особенно если у тебя скоропортящийся товар, выгоднее заплатить 20 тыс. руб. чиновнику, чем наблюдать, как пропадают твои персики на складе временного хранения», – рассказывает РБК владелец компании, которая занимается поставками товаров третьих лиц из Европы в Россию.

Срок таможенного оформления может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от категории товара и его характеристик. От компаний обязательно требуется сертификация товара, непосредственно само декларирование, уплата таможенных платежей и контроль валютной стоимости, таможенной стоимости и стоимости товара. «В теории срок от помещения товара под таможенную процедуру до его выпуска, то есть от начала и до конца таможенного оформления, в идеальном случае укладывается в 15 дней. Однако при внесении изменений в уже принятую таможенниками декларацию проверки иногда сильно затягиваются, порой на несколько месяцев», – считает руководитель независимого экспертного центра «Общественная дума» Роман Терехин.

Невозможность оплатить штраф сразу и угроза порчи товара (или переплаты за хранение на временном складе) создают дополнительные коррупционные риски на таможне, считают компании, которые возят товары через границу. «Таможенникам на местах нынешняя система выгодна. Многие из них имеют близкие отношения с владельцами складов временного хранения, для которых чем больше нарушений, тем лучше. Возможность заплатить штраф на месте позволит такую коррупционную схему ослабить, если а) речь будет идти о незначительных суммах штрафов и б) не будет этой пресловутой «вилки», когда санкции устанавливаются от и до, что развязывает руки таможенникам», – говорит владелец такой компании.

«Вилка» подразумевает наличие разных штрафов за одно и то же нарушение в декларировании. Например, при предоставлении недействительных документов при декларировании товара в соответствии с КоАП физлица платят штраф от 500 до 2,5 тыс. руб., а юрлица – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если таможенники найдут ошибку в таможенной декларации, то административный штраф составит от половины до двукратной стоимости товара, в случае если из-за ошибок сумма таможенной пошлины или налогов снизилась.

Не сделать ошибки в декларации, особенно если провозишь товар в первый раз, очень трудно, говорят продавцы. «Недавно мы везли холодильную камеру – так нам для таможенников пришлось целую диссертацию про нее написать. При таком объеме требований к документам те, кто везет товар в первый раз, вполне могут ошибиться и попасть на штраф. Правда, в 70% случаев вопрос легче решить за взятку, чем по процедуре», – говорит владелец таможенного брокера.

«Часто возникают проблемы с классификацией товара по товарной номенклатуре, с определением таможенной стоимости, и при оформлении обычно решают привлечь специалистов – таможенных брокеров, представителей или вообще самих таможенников (что, конечно же, нельзя счесть корректным и этичным)», – говорит Терехин.

Юлия Забавина, 
Дмитрий Коптюбенко