Минфин рассказал, как будет искать компании в офшорах

Министр финансов РФ Антон Силуанов

Минфин пошел на существенные уступки бизнесу по законопроекту о Контролируемых иностранных компаниях (КИК) – главному документу, разработанному в рамках кампании по деофшоризации экономики. Ведомство Антона Силуанова готово отказаться от требования уведомлять налоговиков о собственности в иностранных компаниях при доле участия в 1%, сообщили РБК в Минфине.

Эта норма была абсолютно нерабочей, у налоговиков нет возможности подтвердить или опровергнуть подобную информацию, а ее обработка могла стать очень обременительной для ФНС, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Также Минфин готов поднять минимальный порог налогооблагаемой прибыли КИК до 30-50 млн руб., говорит представитель министерства. Затем порог постепенно будут снижать до 10 млн руб. Это правильная мера для переходного периода, говорит старший юрист «Гольцблат BLP» Артем Торопов. «Тогда в первое время под правила о КИК не будут подпадать небольшие компании, накапливающие суммы, которые не являются существенными для бюджета. При администрировании это поможет ФНС сфокусироваться на крупных налогоплательщиках и не тратить ресурсы на небольшие компании», – отмечает он.

Спор между чиновниками и бизнесом велся также вокруг круга иностранных активов, с прибыли которых должен быть уплачен налог. В середине href=»http://rbcdaily.ru/economy/562949991473174″>мая замминистра финансов Сергей Шаталов говорил РБК, что Минфин не допускает поднятие порога владения КИК с 10%, потом ведомство согласилось поднять его до 25%, но не более (эту цифру Сергей Шаталов озвучил на прошлой неделе в рамках Международного юридического форума в Санкт-Петербурге).

В итоге Минфин согласился повысить порог до 50% для российских собственников. «Мы предлагаем изменить подход к доле участия российского лица в иностранной организации для признания ее контролируемой. Для этого при доработке законопроекта необходимо указать, что эта доля должна составлять первоначально более 50% с постепенным снижением до более 25% для одного лица, либо 10%, если в совокупности доля российских налоговых резидентов в иностранной организации составляет более 50%», – пояснили РБК в ведомстве.

За каждой такой организацией стоит физлицо, поэтому важнее выйти на него, считает председатель налогового комитета «Деловой России» Марина Зайкова. «Похоже, власти реально оценили свои возможности и поняли, что сейчас важнее выявить крупные компании, найти владельцев, которые определяют политику компании, те, у кого пакет 50% и больше. Так будет легче их посчитать», – говорит она.

Многие схемы администрирования и техническая готовность налогоплательщиков вряд ли будут идеальны в течение пары лет, сомневается глава РСПП Александр Шохин. «Многие механизмы придется отрабатывать: и доказательную базу, подтверждающую те или иные расходы, и сам механизм администрирования. Нужна схема информационной доступности соответствующих данных о конечных бенефециарах», – пояснил он РБК.

В понедельник Минфин совместно с Минэкономразвития и РСПП должен отчитаться о ходе согласительных работ перед премьер-министром Дмитрием Медведевым. Такое поручение премьер дал после совещания с бюро правления РСПП неделю назад. Позиции ведомств почти готовы: Минэкономразвития уже направило свои предложения в Минфин, РСПП – первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Алиса Штыкина при участии Яны Милюковой