Минфин и Минэкономразвития предлагают усеченный вариант амнистии для офшорных компаний с российскими собственниками, которые решат перевести свои активы в Россию. Налог на нераспределенную прибыль таких структур — «контролируемых иностранных компаний» (КИК) — будут начислять с 2015 года, но штрафы и пени за неуплату введут только с 2017 года.
Неделю назад премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам совещания с бюро правления РСПП поручил Минфину вместе с Минэкономразвития и РСПП доложить о ходе работы над законопроектом о КИК к следующему понедельнику, 30 июня. Минэкономразвития уже направило свой вариант законопроекта в Минфин, сообщил РБК представитель ведомства.
Налоги по нераспределенной прибыли КИК будут начислять с 2015 года, но штрафы и пени за неуплату заработают только с 2017 года, следует из документа Минэкономразвития. «Учитывая действующие нормы законопроекта и положения, касающиеся его вступления в силу, предполагается налогообложение прибыли только с 2015 года. Отдельные вопросы конфигурации переходного периода находятся в стадии дополнительной проработки», — пояснил РБК представитель ведомства.
В Минфине придерживаются такого же подхода. Ведомство Антона Силуанова предлагает освободить нарушителей от налоговых санкций в первые два года действия закона. «При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2015—2016 годов мы предлагаем не применять налоговые санкции за полную или частичную неуплату налога с прибыли КИК. Но с 2017 года они должны заработать в полном объеме (20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 100 тыс. руб.)», — рассказал РБК представитель ведомства.
Законопроект в редакции Минэкономразвития — существенный шаг в сторону разумного баланса между фискальными целями и интересами налогоплательщиков, считает старший юрист «Гольцблат BLP» Артем Торопов. Это хороший шанс для государства вернуть активы из офшоров в Россию, соглашается председатель налогового комитета «Деловой России» Марина Зайкова. «Однако нужно помнить, что налоговая служба имеет право проверять налоговую отчетность за последние четыре года (три года проверки плюс один год хранения документов). Я не думаю, что это будет повсеместно, но от проверок никто не застрахован», — считает она.
Компаниям нужно успеть избавиться от активов в офшорах до конца этого года, чтобы вернуться в Россию без дополнительных налоговых начислений, говорят юристы. «По новому закону прибыль КИК за предыдущие годы не должна приниматься во внимание налоговыми органами, закон обратной силы не имеет, но нужно понимать, что придется продать активы в офшоре. Если прибыль от этой сделки возникнет в 2015 году, она должна будет облагаться налогами уже по новому закону», — поясняет партнер КПМГ Михаил Орлов.
Другой вариант — ликвидировать цепочку иностранных компаний, но это может привести к возникновению ликвидационной прибыли у российского собственника (разница между стоимостью вложений и стоимостью акций российских компаний, которые получатся из-за ликвидации офшорной компании), отмечает Артем Торопов. По его словам, наряду с налоговыми изменениями необходимо разработать поправки в корпоративное законодательство, чтобы установить единую и нейтральную для налогов процедуру перерегистрации иностранных юридических лиц в России. Подобная процедура существует в Европе и позволяет, в частности, «перевозить» кипрские компании в другие страны с сохранением юридического лица и исключением компании из кипрского реестра, говорит юрист.
Минфин предлагает проработать нормы, направленные на устранение налоговых препятствий для реструктуризации крупных холдингов и перевода российских активов в прямую собственность российских лиц, исключая зарубежные офшорные компании, устранить препятствия для использования производных финансовых инструментов, в т.ч. РЕПО и займа ценными бумагами, говорит представитель ведомства.
Свои предложения по поправкам в Налоговый кодекс на этой неделе направил первому вице-премьеру Игорю Шувалову РСПП, сообщил РБК глава союза Александр Шохин (представитель секретариата Шувалова это не комментирует). Среди предложений — облагать нераспределенную прибыль по ставке налога на дивиденды 9% и стимулировать возврат капитала в Россию через инвестиции в российские ценные бумаги. «Если налогоплательщик покажет, что нераспределенная прибыль накапливается для того, чтобы участвовать в тендере, или для приобретения актива, то ее надо относить к затратам и не облагать налогом. Инвестиции в российские ценные бумаги тоже можно приравнять к активным операциям и тоже не облагать налогом», — сказал Шохин РБК. РСПП предлагает перенести внесение законопроекта на осень, чтобы проработать все механизмы по деофшоризации. Если не удастся проработать все механизмы, то РСПП предлагает принять первый пакет мер, которые будут запущены с 2015 года.
Алиса Штыкина, Яна Милюкова