Премьер-министр ДНР Александр Бородай и глава Народного фронта Новороссии Олег Царев (справа налево)
Накануне вылета в Вену президент России Владимир Путин попросил Совет Федерации отозвать данное ему разрешение на ввод войск на Украину. Киев и западные столицы приветствовали решение Кремля, а среди ополченцев оно вызвало смешанные чувства. Но они уже не исключают, что готовы отказаться от идеи независимости в пользу федерализации.
Декрет о мире
Путин обратился к Совету Федерации с просьбой отозвать данное ему 1 марта разрешение на использование Вооруженных сил на украинской территории. Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, это сделано «в целях нормализации обстановки и урегулирования ситуации в восточных регионах Украины, а также в связи с началом трехсторонних переговоров по данному вопросу» (цитата по РИА Новости). Сразу же после этого глава государства вылетел в Вену.
Совет Федерации рассмотрит инициативу Путина уже 25 июня и, скорее всего, поддержит ее. «Время чрезвычайной опасности у границ России прошло», — сказал РБК член комитета палаты по международным делам Игорь Морозов. Его коллега Артур Чилингаров заявил, что, «если президент внес предложение, значит, Совфед его поддержит». По его словам, отмена постановления должна произойти, поскольку Россия — участник переговорного процесса.
Россия теперь рассчитывает, что ответной реакцией на заявление Путина должен стать отказ Киева от применения войск, цитирует Интерфакс главу президентской администрации Сергей Иванов.
Президент Украины Петр Порошенко назвал просьбу Путина «первым практическим шагом» России в урегулировании кризиса. Западные державы приветствовали решение Путина. «Позитивным шагом» назвали действия Москвы послы США и Великобритании в Киеве Джеффри Пайетт и Саймон Смит. При этом последний добавил, что ответственность России на этом не заканчивается и она должна призвать ополченцев сложить оружие.
Кремль такой готовности не выказывает. В Вене Путин сказал, что «нужно не требовать разоружения, тем более у восточной части Украины, тем более что радикальные силы в виде «Правого сектора» и других радикалов не разоружены».
У ополченцев действия Кремля вызвали смешанные чувства. «Для нас это не хорошо и не плохо. Нас это не касается: мы не являемся территорией Украины», — заявил Интерфаксу один из лидеров ЛНР — Алексей Карякин. Один из руководителей ДНР — Андрей Пургин — приветствовал решение Путина, назвав его «шагом к деэскалации конфликта», который поможет преодолеть «нервозность, спекуляции и открытую русофобию, которые высказывают некоторые украинцы». Были и другие мнения. «Это плохо. Абсолютно не понял этого решения», — заявил писатель Федор Березин из военного руководства ДНР (цитата по РИА Новости).
«Этот шаг президента определен не слабостью российской позиции, а тем, что удалось на дипломатическом уровне выйти на понимание того, что можно серьезно рассчитывать на урегулирование ситуации без применения силы», — прокомментировал РБК замруководителя аппарата Госдумы Юрий Шувалов. Председатель фракции «Единая Россия»» в Госдуме Владимир Васильев назвал решение «конкретным подтверждением тому, что Россия заинтересована в том, чтобы на Украине был мир».
Федеральный договор вместо независимости
Руководство донецких и луганских ополченцев может продолжить консультации с Киевом, отказавшись от требований полной независимости от центральных властей, дал понять источник РБК в руководстве ДНР. В разговоре он сослался на шестой пункт условий, выдвинутых участником многосторонних переговоров Олегом Царевым, возглавляющим Народный фронт Новороссии. За день до консультаций в Донецке тот сформулировал план мирного урегулирования из семи пунктов, альтернативный плану Киеву, начинающийся с требований переговоров и вывода войск с территории двух областей. Шестым пунктом в нем прописано требование о согласовании президентом Украины и парламентами ДНР и ЛНР проекта конституционного акта, определяющего статус народных республик.
Сам Царев ушел от ответа на вопрос, подразумевает ли его план отказ от требований независимости, но подчеркнул в разговоре с РБК, что это «не просто заявление общественной организации, под ним подписались представители ДНР, ЛНР и других организаций». Один из руководителей ДНР, московский политтехнолог Александр Бородай, объясняя в понедельник суть консультаций, заявил, что полноценные переговоры могут начаться «только после выполнения Киевом семи условий»», выдвинутых Царевым.
Позицию ополченцев РБК объяснил Игорь Кириченко, отставной генерал украинской милиции, близкий к участнику переговоров Виктору Медведчуку. Федерализация, которую они требуют, не предполагает выхода из состава Украины, считает он. «Федерация — это не только объединение нескольких стран в одну, а заключение между разными частями страны федерального договора, который бы гарантировал регионам защиту, единую фискальную и правоохранительную политику», — пояснил он.
Путин во вторник настоятельно рекомендовал украинцам изменить Конституцию: «Нужно говорить об изменениях в основной закон, о том, как люди будут там жить и как они будут гарантированы в своих правах».
Пока Киев согласился лишь на одно прописанное в плане Царева условие, никак не ссылаясь на него. В понедельник спецпредставитель президента на Донбассе Ирина Геращенко заявила, что власти обязуются восстановить объекты, поврежденные в ходе антитеррористической операции.
Царев считает, что Порошенко воспользуется перемирием, чтобы продемонстрировать европейцам, что украинские власти готовы к переговорам, а Донбасс выставить поджигателем войны. Кириченко также полагает, что договоренности о прекращении огня ни к чему не приведут, если не будет разработана «дорожная карта»» урегулирования.
Затихшие было в понедельник боестолкновения возобновились, хотя и с меньшей интенсивностью. Ополченцы заявили о том, что сбили под Славянском вертолет Ми-8 (по неподтвержденным данным, погибли девять украинских силовиков). В Донецке, объявил мэр Александр Лукьянченко, сохраняется сложная криминогенная обстановка.
Александр Артемьев, Мария Макутина