Усиление экономического партнерства России и Китая поможет бизнесу крупных российских компаний, считают аналитики Сбербанка. Как отмечается в исследовании под названием «Российский орел. Разворот России в сторону Азии — эволюция, а не революция» дополнительную выгоду от политической и экономической дружбы двух стран могут получить «Мечел», «Уралкалий», «Мостотрест» и Globaltrans.
Основные надежды аналитики возлагают на проект Эльгинского месторождения, которое разрабатывает “Мечел”. Именно поставки с этого месторождения будут основным драйвером роста продаж, говорит представитель “Мечела”.
Свою выгоду получит и “Уралкалий”, считают аналитики Сбербанка. У «Уралкалия» уже заключен контракт с Китаем на экспорт 700 тыс. т продукции по 305 долл. за тонну, сообщала компания в январе 2014г. «Уралкалий» в целом сохраняет своих основных клиентов, менеджмент компании начнет переговоры по новому контракту с консорциумом китайских компаний во главе CNAMPGC в сентябре, заявлял гендиректор Дмитрий Осипов в ходе пресс-конференции по результатам первого квартала 2014г. По оценке Осипова, спрос в этой стране растет отчасти благодаря снижению цен, но объем поставок во втором полугодии будет зависеть от китайских партнеров.
Но самым перспективным проектом, стимулирующим рост экономик двух стран, станет контракт на поставки российского газа в Китай, который был подписан Газпромом и китайской CNPC в мае 2014г. Общая цена контракта составляет 400 млрд долл. на 30 лет. Первые поставки газа в Китай по восточному маршруту могут начаться через 4-6 лет. Специально для обеспечения контракта будет строиться инфраструктура: Владимир Путин оценивал в мае общую сумму инвестиций, в том числе и с китайской стороны, в 70 млрд долл.
Средства требуются для освоения Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Восточной Сибири, газ с которых будет поставляться в Китай, а также для строительства газопровода «Сила Сибири». Его протяженность составит 3,2 тыс. км, он пройдет от Якутии до Владивостока с отводом на Китай в районе Благовещенска. На строительство газопровода будет потрачено 55 млрд долл., говорил тогда Владимир Путин.
Укрепление двусторонних отношений повлечет за собой и более активное финансовое участие китайских коллег в строительстве инфраструктуры на территории России, считает аналитик Сбербанка Юлия Гордеева. Китайцы могут выступать акционерами государственно-частного партнерства, а генподрядчиками при этом станут российские компании.
Например, компания «Мосинжстрой», которая является генеральным подрядчиком по строительству инженерной инфраструктуры в Москве, в конце мая заключила соглашение с китайскими компаниями China Railway Construction Limited и China International Fund Limited о привлечении их инвестиций для сооружения Московского метрополитена. Китайцы проинвестируют в ветку, которая свяжет Троицкий и Новомосковский округа города с его центром, говорили в правительстве Москвы в мае. Примерный объем инвестиций тогда оценивался в 2 млрд долл.
Другим примером сотрудничества китайских инвестиций и российских строителей может стать проект Керченского моста. Китайская China Communications Construction Company (СССС) уже подтвердила возможность финансирования проекта, говорил председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах в интервью РБК в середине июня. Со стороны российских компаний главным бенефициаром проекта аналитики Сбербанка называют «Мостотрест» братьев Ротенбергов. При этом компания может участвовать в строительстве Керченского моста и как подрядчик, если китайцы оставят себе инвестиционную составляющую проекта, и как субподрядчик, если Китай все-таки возьмет на себя роль основного подрядчика, считают в Сбербанке.
Представитель «Мостотреста» не стал комментировать свое участие в строительстве Керченского моста, отметив лишь, что окончательное решение компания всегда принимает после детального анализа конкурсного предложения.
С усилением партнерства России и Китая произойдут значительные изменения в товарообороте между двумя странами, считают аналитики Сбербанка. В первую очередь это скажется на увеличении контейнерных перевозок и росте капитализации, в первую очередь крупного контейнерного перевозчика Globaltrans. По подсчетам аналитиков, компания в 2014г. сгенерирует около 326 млн долл. свободного денежного потока после учета капзатрат, обслуживания долга и дивидендов миноритарным акционерам, а на рост ее акций повлияет в том числе и крупный инфраструктурный проект по модернизации БАМа и Транссиба. По проекту пропускная способность магистралей должна к 2018г. увеличиться до 75 млн т в год.
Мария Гордеева