Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин
Следователи смогут возбуждать налоговые дела без подтверждений от налоговиков о факте нарушений. Такие поправки собираются внести в Уголовно-процессуальный кодекс. О новой процедуре возбуждения дел глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин доложит президенту России Владимиру Путину. Об этом газете «Ведомости» рассказал один из чиновников; информацию подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Теперь новый порядок будет выглядеть следующим образом — сотрудники МВД будут сообщать в Следственный комитет о преступлении. Если основания для отказа в возбуждении дела нет, то следователь должен в течение трех суток отослать в налоговый орган материалы и «предварительные расчеты недоимки».
«Налоговый орган должен либо прислать заключение, выявлены такие нарушения при предыдущих проверках или нет и правильно ли подсчитана недоимка, либо сообщить, что проверка проводится и еще не завершена», — уточняет издание. При этом оно может сообщить, что проверки не было и материалов о нарушениях нет.
При этом налоговая служба проводить проверку не должна. Однако, и сам следователь не должен дожидаться результатов проверки или ответа налоговиков, если у него есть основания о признаках преступления. «Даже отрицательный ответ от ФНС никак не ограничит СКР», — пишут «Ведомости», ознакомившись с проектом поправок.
В 2011г. по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева Следственный комитет России потерял право самостоятельно возбуждать уголовные дела по этим статьям. Следователей обязали реагировать только на соответствующие представления налоговиков. Но в 2013г. с подачи Путина в Госдуму был внесен законопроект, который возвращает право СКР самостоятельно возбуждать такие уголовные дела.
По словам президента, поправки 2011г. привели к падению эффективности раскрытия уголовных дел. «У нас в некоторых регионах вообще перестали возбуждать дела по этим статьям — за налоговые правонарушения. А между тем во всем мире (я хочу это подчеркнуть) налоговые правонарушения считаются наиболее общественно опасными», — возмущался Путин в ноябре на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Документ уже успел пройти первое чтение.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что новый порядок стал «одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений». «Реформа Дмитрия Медведева была направлена на снижение заказных налоговых дел, на снятие коррупционной составляющей. Эти цели не были достигнуты. Возвращение статус-кво, вероятно, повысит раскрываемость налоговых преступлений. Попробовать не мешает, но лучше бы власти защищали права собственности и боролись с коррупцией. Любые поправки в УПК – очень рискованное предприятие, для бизнес-среды любое ужесточение нежелательно. К тому же надо учесть, что ФНС гораздо лучше разбирается в налогах, чем следователи. Чтобы обучить их, нужно время – это очень сложная сфера», – пояснила тогда РБК заведующая лабораторией развития налоговой системы Института экономической политики Наталья Корниенко.
Того же мнения придерживался и директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, по словам которого законопроект противоречит предыдущим инициативам властей по либерализации правил для бизнеса. «Он означает закручивание гаек и создает для бизнеса, который в России и так сложно вести, дополнительные риски», — отмечал эксперт.
В свою очередь руководитель отдела налоговой практики юрфирмы Sameta Андрей Панфилов отмечает, что внесение поправок в УПК стимулирует следователей разрабатывать налоговые преступления.
«Эффективность их работы оценивается по количеству доведенных до суда дел, а при погашении предпринимателем налоговой задолженности уголовное дело против него прекращается. Если вернуть следователям карт-бланш, количество приговоров суда по налоговым делам наверняка вырастет, а угрозы заведения дел станут дополнительным элементом давления на бизнес», — отмечал Панфилов.
Представитель ФНС заявил «Ведомостям», что предложения уже согласованы со Следственным комитетом. Поправки готовятся в администрации президента и будут направлены в Госдуму.
Юлия Забавина