Отчеты по сделкам с дочерними или материнскими компаниями для ФНС занимают десятки тысяч страниц в год, подсчитали российские структуры Renault, Volvo и Oriflame и подали в суд на ФНС.
Вместо детальных ответов в уведомлениях они хотели направлять отчеты со сведениями по нескольким пунктам, но президиум ВАС рассудил в пользу налоговиков: они вправе определять полноту информации, необходимой для анализа. В 2013г. уведомления подали около 5500 компаний, раскрыв объем и параметр внутренних сделок.
С 1 января 2012г. заработала норма о том, что компании должны уведомлять ФНС о сделках между взаимозависимыми компаниями (контролируемые сделки). Ст.105.16 Налогового кодекса (уведомление о контролируемых сделках) обязывает компании раскрывать перед налоговой предмет сделок, данные о контрагентах, год совершения сделки и сумму полученных доходов и понесенных расходов.
В июле 2012г. ФНС утвердила форму уведомлений о контролируемых сделках, в которой было несколько десятков. «Эта форма уведомления, легко поддающаяся автоматизации, позволила ФНС качественнее выбирать объекты контроля и не беспокоить добросовестных налогоплательщиков, а также многократно снизить масштабы истребования бумажных документов в рамках ст.93.1 НК (истребование документов о налогоплательщике)», — пояснил РБК представитель налоговой службы.
По его словам, уведомления по контролируемым сделкам за 2013г. подали около 5500 крупных компаний. Некоторые из них решили оспорить столь детальную форму: ОАО «Автофрамос», ЗАО «Вольво Восток» и ООО «Орифлэйм Косметикс» подали иски к ФНС в арбитражный суд (их объединили в одно производство). Компании утверждали, что форма уведомления выходит за рамки Налогового кодекса и заставляет их предоставлять чересчур подробную информацию.
Кодекс позволяет предоставлять сведения о контролируемых сделках, группируя информацию по одному товару. Приказ ФНС, напротив, просит компании разбивать сделку — например, заполнять каждую отгрузку, отдельно прописывая место отгрузки, место доставки, цену за единицу, говорит партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Евгений Тимофеев, представлявший интересы истцов. «Когда в ноябре 2013г. компании представили уведомления, получилось около 40 000 листов в среднем на компанию. Это легло дополнительной административной нагрузкой на бизнес», — отмечает он.
За каждый непредоставленный лист уведомления предусмотрен штраф 200 руб., а в случае с такими компаниями, как Oriflame, у которых сотни тысяч клиентов физических лиц (считаются контрагентами. — РБК), речь может идти об очень крупных суммах штрафов, соглашается с ним юрист компании «Налоговик» Марина Емельянцева.
Спор с налоговой закончился отзывом требований: «Орифлэйм Косметикс» и «Автофрамос» сделали это после слушаний в суде первой инстанции, «Вольво Восток» — после передачи дела в президиум ВАС. Последняя инстанция решила рассмотреть это дело самостоятельно и вынесла двоякое решение.
«Представление налогоплательщиком уведомления имеет целью информирование налогового органа о контролируемых сделках и не должно подменять все последующие этапы налогового контроля», — постановил президиум.
Тут же он указал: утверждая форму уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения, налоговая служба имела право «определить объем сведений, характеризующих предметы сделок», и направил дело на новое рассмотрение. Суд первой инстанции не оценил, насколько сведения из приказа ФНС соотносятся с данными статьи НК о контролируемых сделках, решил президиум.
Президиум ВАС ограничил объем информации, которую налоговые органы вправе требовать на этапе подачи уведомлений о контролируемых сделках и согласился с тем, что ФНС требует от налогоплательщиков слишком много информации, считает Тимофеев.
В налоговой службе с такой трактовкой не согласны. «Позиция президиума ВАС подчеркивает соответствие формы уведомления о контролируемых сделках положениям НК, поэтому оспариваемый приказ ФНС остается действующим. Возможны отдельные изменения в форму уведомления, однако они не связаны с опубликованным постановлением», — говорит представитель службы.
«Необходимость предоставлять большой пакет документов в налоговые органы существует только для сделок, которые попадают под трансфертное ценообразование. В этих документах должна содержаться информация, подтверждающая, что условия по сделкам являются рыночными, — говорит директор департамента управления активами группы ПСН Татьяна Тикова. — В целом это действительно весьма затратный по времени вопрос, поэтому упрощение процедуры, думаю, будет позитивно воспринято деловым сообществом».
Алиса Штыкина