После того как Владимир Путин не поддержал введение налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, этот вопрос отложили. Минэнерго рассчитывал, что НДД уже с 2015г. будет опробован на пилотных проектах. Но сейчас вопрос о введении этого налога не стоит на повестке дня «как магистральный», сказал РБК заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
Идея НДД заключается в том, что в начале освоения месторождения налоговая нагрузка для него минимальная, она растет по мере роста добычи нефти. Когда уровень добычи выходит на максимальный уровень, платежи оказываются выше, чем по действующей сейчас системе налогообложения. Проект по НДД правительство может получить осенью, сказал журналистам 10 июня замминистра энергетики Кирилл Молодцов.
По расчетам Минэнерго, введение этого налога позволило бы увеличить экономические извлекаемые запасы на 4-5 млрд т. Об этом ранее говорил министр энергетики Александр Новак.
Изначально Минэнерго предлагало опробовать режим НДД на пилотных проектах в 2015г. В мае Новак рассчитывал, что проект по НДД может быть принят до конца 2014г. В качестве пилотных ведомство предлагало девять месторождений ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза» (в ХМАО), «Газпром нефти» (в ЯНАО). Кроме того, Минэнерго начало консультации с Ассоциацией малых и средних нефтегазодобывающих организаций, члены которой ранее просили включить их в пилотные проекты, сказал Молодцов. Минэкономразвития предлагает отработать систему с НДД на проектах, которые не должны быть однотипными (только новыми или только в одном регионе), то есть «постараться охватить основные регионы и типы месторождений», сообщил РБК представитель министерства.
Вопрос по внедрению НДД, или, как его еще называли чиновники, налога на финансовый результат, был отложен после того, как 4 июня на заседании президентской комиссии Владимир Путин предложил «еще поговорить» об этом. Он указал на сложности с администрированием налога. В нефтяной отрасли, заметил президент, работают такие хорошие специалисты, что «финансовый результат будет минимальный все время, и налогооблагаемая база — ничтожна».
Источник в аппарате правительства утверждает, что вопрос о внедрении НДД с повестки дня не снят. Источник в Минэнерго сказал РБК, что этот вопрос будет обсуждаться сегодня на совещании с представителями Минфина. Оперативный комментарий Минфина по этому поводу на момент подготовки материала получить не удалось.
Пока у НДД не так много сторонников и аргументов в пользу его введения, уточнил Шаталов. «У нас есть большие сомнения по поводу необходимости на уже существующем этапе развития налоговой системы вводить НДД… и президент подверг большому сомнению то, что НДД надо вводить», — сказал РБК замминистра.
Замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков, ранее высказывавшийся за скорейший переход на НДД в нефтяной отрасли, подтвердил РБК, что все еще придерживается этой позиции. «Хотя президент по этому поводу высказался», — сказал он.
Сейчас за введение НДД выступают в Минэнерго, Минприроды (ведомство в 2013г. предлагало опробовать этот режим на углеводородных проектах Дальнего Востока) и Минэкономразвития. «Когда мы от выручки берем налоги, у нас огромное количество… месторождений не попадает в зону эффективной разработки в результате, и мы не имеем возможность вовлекать новые объемы добычи, только самые сливки снимаются при такой системе налогообложения», — убеждал Новак Путина 4 июня на заседании комиссии по ТЭК.
МЭР считает целесообразным переход на налог на финансовый результат в среднесрочной перспективе, так как текущая налоговая система не позволяет в полной мере обеспечить системный подход к разработке месторождений и полноте извлечения углеводородов, уточнил РБК представитель МЭР.
Среди противников НДД — финансовый блок правительства и ряд компаний. «Во время обсуждений на совещаниях чиновники говорили, что налог сложно администрировать. Компании — что из-за введения НДД снизится рентабельность проектов», — рассказывает РБК чиновник из Минприроды, присутствовавший на совещаниях по НДД у вице-премьера Аркадия Дворковича в конце 2013г. Ранее аналитики Московского нефтегазового центра EY оценивали уровень издержек при применении методов увеличения нефтеотдачи примерно в 50 долл. за баррель.
Изначально Минфин тоже не был категорично против введения НДД, вспоминает чиновник. «Шла речь о том, что льгот в нефтяной отрасли много, это показатель того, что налоговый механизм несовершенен. Представители Минфина не выступали против, но говорили, что необходимо проанализировать эффективность системы льгот и после этого принимать решение», — сказал он.
Сейчас в ведомстве указывают, что действующая налоговая система более приемлема для развития нефтяной отрасли. «У нас уже так настроена налоговая система, что практически по каждому месторождению своя система льгот, которая решает ту же задачу, которую должен решить НДД», — пояснил позицию Минфина Сергей Шаталов.
Яна Милюкова, Елена Малышева, Тимофей Дзядко