Группа «Видео Интернешнл» (ВИ), крупнейший в России продавец телерекламы, продлевает заканчивающийся в этом июне трудовой договор с гендиректором Сергеем Васильевым. С 2010г., когда «ВИ» перешла под контроль банка «Россия» Юрия Ковальчука, расстановка сил на телерекламном рынке радикально изменилась: принципиальных различий между «ВИ» и ранее ее единственным конкурентом – сейлз-хаусом «Газпром-медиа» — больше нет.
Контракт будет продлен «еще на несколько лет», сообщил РБК в кулуарах отраслевой конференции Future of Media сам Сергей Васильев. Действующий пятилетний трудовой договор истекает в июне этого года. Контракт был заключен сразу после того, как у «ВИ» в 2010г. сменились владельцы: 100% группы у ее основателей и топ-менеджеров (среди них был и Васильев) приобрели структуры банка «Россия» и его учредителей – «Сургутнефтегаза» и Алексея Мордашова. В минувшем апреле источник, близкий к банку «Россия», говорил РБК, что Васильев, скорее всего, продолжит работу в «ВИ». В пресс-службе банка «Россия» пока не ответили на запрос РБК.
В «ВИ» Васильев пришел в 1994г., в 2003г. стал гендиректором всей группы. На декабрь 2004г. Васильеву, согласно имеющейся у РБК выписки из ЕГРЮЛ, принадлежало 6% головного 3АО «Группа компаний «Видео Интернешнл». В 2010г. за всю «ВИ» структуры банка «Россия» могли заплатить не более 6,235 млрд руб., или около $205 млн по среднему курсу за тот год. Соответственно, пакет Васильева мог стоить 374,1 млн руб., или $12,3 млн.
Тогда новые владельцы «ВИ» настояли на том, чтобы Васильев остался гендиректором группы еще минимум на пять лет. Важно было дать сигнал всей отрасли, что ничего принципиально на телерекламном рынке не меняется.
Сама смена собственников «ВИ» стала следствием спешно принятых в конце 2009г. поправок в закон «О рекламе», ограничивших с 2011г. долю «ВИ» «в сфере распространения телерекламы» до 35% от всех бюджетов, привлеченных на федеральные телеканалы за предыдущие два года. А перед этим из Администрации президента Дмитрия Медведева был уволен его советник Михаил Лесин, один из основателей «ВИ», в 1994-2004гг. занимавший пост министра печати. Причем, как сообщал тогда «Интерфакс», Лесин был уволен с предельно жесткой формулировкой: «за несоблюдение правил госслужбы и этики поведения госслужащего». Перед этим «ВИ», тогда обслуживающая 11 федеральных вещателей, заключила договор на эксклюзивные продажи рекламы в эфире еще двух каналов – входящих в «Национальную Медиа Группу» Юрия Ковальчука РЕН ТВ и «Пятого канала». До этого с ними работало агентство «Алькасар», выступающее в альянсе сейлз-хаусом «Газпром-медиа» (сейчас вместе обслуживают НТВ, ТНТ, «ТВ Центр» и «Звезду»).
Смена собственников «ВИ» позволила группе сохранить свой бизнес без значительных потерь. Чтобы уложиться в 35%, «ВИ» с 2011г. продолжила работать с восемью каналами. Сейчас это «Первый», РЕН ТВ, «Пятый», ТВ-3, «Пятница», «2х2″, «Ю» и Disney. А другим пяти вещателям – СТС, «Домашний», «Перец», «Россия 1″ и «Россия 2″ — «ВИ» стала оказывать так называемые консультационные услуги. Причем вознаграждение за них оказалось практически таким же, как и комиссионные за полноценный сервис: 12% рекламной выручки за вычетом фиксированной платы за использование фирменного софта «ВИ».
По итогам 2011-2012гг. доля восьми клиентов «ВИ» «в сфере распространения телерекламы» при национальном размещении (когда один и тот же ролик выходит во всех городах вещания) достигла, по подсчетам Федеральной антимонопольной службы, 38,43%. Но доля самой «ВИ», по версии службы, равнялась всего 34,33%, что соответствует закону «О рекламе». Доля консультируемых группой пяти каналов – 32,04%, сейлз-хауса «Газпром-медиа» и «Алькасара» — 28,35%. При региональном размещении (когда в каждом городе выходит свой ролик) доля восьми каналов из пула «ВИ» составляет 25,12%, консультируемых группой – 47,5%, «Газпром-медиа» и «Алькасара» — 27,01%.
Получается, что в среднем доля вещателей, в той или иной форме сотрудничающих с «ВИ», в общих продажах телерекламы никак не меньше 60%. В 2003г. эфирные телеканалы заработали на рекламе, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 152,2 млрд руб. без НДС. При средней комиссии в 12% и почти таком же вознаграждении за консультационные услуги прошлогодняя выручка «ВИ» могла быть не меньше 10,9 млрд руб.
Летом 2013г. заговорили о возможной досрочной отставке Сергея Васильева с поста гендиректора «ВИ». Сам он позже опровергал эту информацию, но о существующих противоречиях между Васильевым и рядом менеджеров, курирующих в банке «Россия» медиабизнес, рассказывали источники, близкие и к «ВИ», и к банку.
Но с осени прошлого года на медиарекламном рынке произошли кардинальные изменения. Холдинг «Газпром-медиа» возглавил Михаил Лесин. Сразу после этого ключевые посты в холдинге заняли выходцы из «ВИ». Так, первым заместителем Лесина стал Владимир Шемякин, в свое время руководивший в ВИ продажами региональной телерекламы. Сейчас Шемякин возглавляет сейлз-хаус «Газпром-медиа», тогда как его бывший гендиректор Сергей Пискарев перешел в «ВИ». Кроме того, холдинг «Газпром-медиа» купил агентство «Алькасар», и теперь им руководит Алексей Южанов, до 2013г. возглавлявший офис «ВИ» в Петербурге. Наконец, сейлз-хаус «Газпром-медиа» в скором времени должен перейти на софт «ВИ».
Сергей Соболев