Трэвис Каланик
Молодые предприниматели Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик готовятся привлечь 1 млрд долл. частных инвестиций для развития своего стартапа по заказу такси через мобильное приложение Uber. Если их усилия увенчаются успехом, то рыночная стоимость проекта вырастет до 10,7 млрд долл. — рекордная цифра для стартапа. У инвесторов есть вполне серьезная причина доверить свои деньги Кэмпу и Каланику: бизнесмены уже не раз доказывали, что могут «с нуля» создавать прибыльные компании.
Продавец от бога
Настоящий продажник — именно так характеризуют все знакомые уроженца пригорода Лос-Анджелеса, 37-летнего Трэвиса Каланика. Как пишет Business Insider, еще подростком Трэвис держался весьма уверенно и всегда играл на публику. «У меня было ощущение, что он всегда пытался мне что-то продать, как продавец подержанных автомобилей», — вспоминает его одноклассник. После того как в юности Трэвис ходил по домам и продавал ножи, он понял, что может убедить людей купить практически что угодно.
Юноша поступил в IТ-колледж при местном Калифорнийском университете. Как и его отец, он решил стать инженером. Общительность и умение ладить с людьми помогли молодому предпринимателю и там: он организовал сервис, помогающий студентам учиться.
Вскоре, однако, его увлек другой бизнес, связанный с компьютерами, ради которого Трэвис даже бросил учебу. Два его приятеля создали в 1998 году стартап Scour, позволяющий пользователям обмениваться медиафайлами. Сначала новый бизнес, в котором Каланик отвечал за маркетинг и развитие, располагался в обычной квартире. Scour, предшествовавший появлению популярного сервиса Napster, быстро становился популярным, и в один непрекрасный день его основатели пожаловались ФБР о том, что их преследуют хакеры. Каково же было удивление сотрудницы службы, обнаружившей вместо солидной компании кучку лохматых мальчишек перед мониторами.
Тем не менее юнцам удалось убедить инвесторов в своей надежности: Scour получил инвестиции в размере более 10 млн долл. В 2001 году бизнес, однако, потерпел крах из-за исков медиакомпаний.
Впрочем, Каланик не растерялся и «подобрал» специалистов из Scour в новый, созданный уже им самим стартап Red Swoosh, позволяющий обмениваться файлами благодаря технологии, сходной с битторрент. У этого бизнеса были также взлеты и падения, в августе 2001 года семи сотрудникам даже нечем было платить зарплату. В сентябре Каланик планировал встретиться с директором по технологиям и основателем провайдера платформ Akamai Даниэлем Левином, но тот погиб во время теракта в США.
Все же Red Swoosh удалось выстоять. В 2005 году основателю удалось получить почти 2 млн долл. от инвестора-миллиардера Марка Кьюбана, владельца кабельного телеканала и сети кинотеатров. К тому моменту Каланик уже давно подумывал о продаже своего детища, за которое Microsoft предлагала 1,2 млн долл. Однако он решил подождать и не прогадал: в 2007 году Red Swoosh была продана Akamai почти за 19 млн долл.
Студент-бизнесмен
В отличие от Каланика путь к успеху 25-летнего Гаррета Кэмпа был менее тернист. Его предки были родом из Великобритании, возможно, поэтому он в своих интервью значительно меньше рассказывает о своей жизни, чем Каланик. Еще изучая программную инженерию в канадском Университете Калгари, Кэмп в 2002 году создал стартап StumbleUpon, представляющий собой некую смесь коммерческого сервиса поиска web-страниц и соцсетей. Участники сообщества StumbleUpon ищут интересные страницы и рекомендуют их друг другу.
В течение четырех лет Кэмп и другие соучредители финансировали сервис самостоятельно. В 2006 году, получив степень магистра, Кэмп переехал в Сан-Франциско, где ему удалось привлечь к финансированию проекта нескольких инвесторов. Уже спустя год стартап был продан Ebay за 75 млн долл.
Стартап для себя
Удивительно, но два столь несхожих человека — сдержанный, образованный любитель джаза, скромно одетый Кэмп и отличный рассказчик, недоучка, любитель видеоигр, предпочитающий броские футболки и кроссовки, Каланик — не просто нашли общий язык, но и создали совместный бизнес. Как пишет Bloomberg, идея такси-сервиса в один клик родилась после того, как они не смогли найти такси в Париже. Как рассказал Кэмп в интервью порталу U99, идея сервиса принадлежала ему. «До появления Uber я был вынужден ждать такси по 30—40 минут, а оно не появлялось. Я чувствовал боль. По существу, я создал продукт для себя, — объясняет он причину создания такси-сервиса. — Я пытаюсь записать каждую идею… Затем я обсуждаю идеи с моими друзьями, моими сотрудниками, инвесторами и советниками и смотрю, что из этого выйдет. Часто я берусь за идею и снова и снова пересматриваю ее, чтобы понять, имеет ли она смысл. Если я доволен, я ищу кого-то, кто в восторге от нее». Так Кэмп описывает создание стартапов. Похожим образом получилось и с Uber: Кэмп зарегистрировал компанию в 2009 году, затем рассказал о ней Каланику, сделав его «главным советником» и гендиректором.
Сейчас компания предлагает свои услуги в 115 городах по всему миру. «Мы находимся в четырех городах Китая, пяти или шести городах Индии. Мы в Боготе и Кали в Колумбии — везде», — рассказал Каланик The Financial Times. В декабре прошлого года блог Valleywag сообщил, что недельная прибыль стартапа составляет более 20 млн долл. — сама компания финансовые показатели не раскрывает.
Первоначально Кэмп и Каланик вложили в Uber свои средства, но вскоре компания привлекла 307,5 млн долл. от инвесторов, включая Benchmark, TPG Capital и Google Ventures. В прошлом году компания оценивалась в 3 млрд долл. Руководство Uber сейчас рассчитывает привлечь инвестиции на 1 млрд долл., благодаря которым проект будет оценен в 10,7 млрд долл. и станет самым дорогим стартапом в мире, сообщило Bloomberg со ссылкой на свой источник.
Впрочем, генератор идей Кэмп на успешном проекте не остановился. В 2013 году он создал компанию Expa, помогающую развивать стартапы. Expa будет участвовать в разработке каждого проекта с самого начала до выхода продукта на рынок и инвестировать в каждый проект от полумиллиона до 1 млн долл. В марте компания заявила, что получила 50 млн долл. инвестиций от весьма известных персон, включая основателя Virgin Ричарда Брэнсона, главу НР Мэг Уитмен, члена совета директоров Google Рама Шрирама, а также гонконгского миллиардера Ли Кашина.
Татьяна Глазкова